Харченко Наталия Николаевна
Опыт работы «Исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская любознательность,
если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Публикация «Опыт работы „Исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
Актуальность:
От человека в современной жизни требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь уметь добывать их самому, применять на практике. Лучше всего развивает познавательный интерес, исследовательское поведение и дивиргентное мышление — детское экспериментирование. Ученые доказали, что в дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года одним из основных способов познания мира. Мы в своей работе не только утверждаем, что дети любят экспериментирование, но и доказываем, что такие занятия формируют познавательный интерес, исследовательское поведение, побуждает находить множество решений на одну задачу и является основой для реализации детской самостоятельности. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Целью своей работы считаю : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование, опыты.
Объект исследования : процесс развития и формирования познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования, опытов.
Гипотеза: если для развития познавательно – исследовательских способностей детей-дошкольников использовать опыт-эксперимент, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.
Задачи познавательно- исследовательской деятельности :
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие у детей представления о химических свойствах веществ, физических свойствах и явлениях; элементарных математических представлений;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости.
способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Показать родителям необходимость развития познавательно-исследовательской деятельности.
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим :
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Содержание работы спланированно по темам, которые можно варьировать. Каждый из этих эксперинентов имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это, в первую очередь, связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития. После изучения каждой темы детям выдаются брошурки с инструкцией проведенных экспериментов. Дома каждый родитель по этой книжке может отследить или повторить пройденный эксперимент, а так же дополнить его по своему желанию.
Вывод: Каковы же результаты? Это иннициативность, самостоятельность криативность, а самое главное интересс, желание действовать дальше и готоаность применять полученный опыт в жизни.
Однако симеются и проблемы: Для реализации всего объема работы нет достойной предметно-развивающей среда, обеспечивающий возможность, проведения опытов, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности