Папки-передвижки

Исследовательская деятельность в ДОУ (4 фото)

Приходько Марина Васильевна
Исследовательская деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность в ДОУ

Окружающий нас мир широк и разнообразен. Ребенок - существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Самостоятельно дошкольник не может найти ответы на все интересующие вопросы - ему помогают родители и педагоги. Но как они это делают? Безусловно, нам, взрослым, легче описать явление или предмет словами, показать картинку. Но вспомним себя на уроках биологии, физики, химии. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как учитель проводит опыты, чем слушать о формулах и задачах. Также и для детей визуальное сопровождение какого-либо действия усвоится гораздо лучше, чем простой разговор, тем более, если они попробуют все своими руками.

Публикация «Исследовательская деятельность в ДОУ» размещена в разделах

И родители, и педагоги, конечно, заинтересованы, чтоб ребенок был всесторонне развит к моменту поступления в школу. Сегодняшняя мода на раннее обучение привела к тому, что в 1 класс приходят дети, умеющие читать, решать задачи, каллиграфически писать, но у них нет интереса к учению, в их глазах нет любознательности. А любознательность, как известно, это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Сейчас, опираясь на новые требования к содержанию образования, мы должны переориентировать содержание образовательного процесса на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации". Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя и внешнюю активность, и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих педагогов (Г. М. Лямина, А. П Усова) говорится о необходимости включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Необходимо предоставление детям возможности приобретения знаний самостоятельно.

Педагоги часто сталкиваются с проблемой интеллектуальной пассивности ребенка. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины проблемы лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с заданием, дети выполняют его, если задание переводится в практическую деятельность. Когда обучение содержит элементы исследовательского поиска, оно превращается в творческую деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Опираясь на все вышесказанное, мы проявляем особый интерес к детскому экспериментированию.

Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению Н. Н. Поддъякова здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментирования создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином законе или явлении.

Основная задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований, но и делали маленькие открытия.

Как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно складываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Таким образом, экспериментирование для нас является как:

- средство формирования познавательной активности дошкольников;

- необходимость реализации ГОСТ в структуре основной образовательной программы ДОУ;

Так как экспериментирование претендует на особенную роль в познавательной деятельности в период дошкольного развития, в своей работе с детьми средней группы решила использовать его, включая практически во все виды деятельности. Реализуя задачу годового плана ДОУ" ", мы исследовали овощи и фрукты, при чем не только определяли на вкус и по запаху, но и развивали тактильные ощущения, "тонет- не тонет" в воде, узнавали красящие свойства овощей и, конечно, отвечали на вопрос: " Почему? " Здесь же, готовясь к приему пищи, закрепляли гигиенические навыки: умение правильно использовать мыло во время мытья рук. Что за предмет такой - мыло? Знакомый и незнакомый! Что мы знаем о нем, кроме того, что оно пенится и смывает грязь с рук? Проект " Мыльные истории" оказался таким интересным, красивым, полезным! Ведь дети узнали не только о том, что мыло разнообразно по палитре запахов, консистенции, форме, назначении, но и обладает графическими свойствами, мыльными пузырями можно рисовать, мыльные пузыри можно изготовить самим.

Исследовательская деятельность в ДОУ
Фото №1 Исследовательская деятельность в ДОУ Окружающий нас мир широк и разнообразен

Ознакомление с явлениями и объектами живой и неживой природы в практике часто ограничиваем весьма поверхностными объяснениями сезонных явлений, однотипными наблюдениями за погодой. Дети видят конкретный момент, отсутствуют объяснения природных которые можно наблюдать только в определенной взаимосвязи или в опытных условиях. На занятиях по экологии должно быть непосредственное наблюдение, манипулирование с предметами, простейшие опыты с введением новой информации.

С приходом весны просыпаются растения. Темой наших наблюдений и экспериментов стала тема " Весеннее превращение растений". Сюда вошли опыты " Мать - и - мачеха" (развитие овощных семян гороха, лука, посаженных в луковицу, " Тепло ли фасоли в мягкой постели?" (прорастание семян фасоли в разных условиях, " Кто быстрее? " (выращивание лука, определение оптимальных условий, " Как растения пьют воду", наблюдения за веточками разных деревьев в группе, за ростом корней и листьев и другие. Войдя в группу, дети спешили в центр экспериментирования, чтобы посмотреть, произошли ли изменения, появилось ли что- то новое. Сколько восторгов,радостных глаз, если вдруг дети заметили изменения! И каждый раз приятно слышать : " А мы еще будем за чем-нибудь наблюдать? "

Фото №2 Ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас тем проще ему будет в будущем Фото №3 Самостоятельно дошкольник не может найти ответы на все интересующие вопросы ему помогают родители и педагоги

Опыт, который показывается и объясняется детям, легко ими осознается и запоминается. Желание установить причину, сделать вывод становится важным стимулом развития познавательного интереса. Непосредственные наблюдения становятся новой ступенью в познании детьми окружающего мира. Эксперименты вызывают положительный эмоциональный тонус у ребенка, повышают уровень кинестетического восприятия, успешно решая воспитательные задачи.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Исследовательская деятельность «Огород на окне»Исследовательская деятельность «Огород на окне» Исследовательская деятельность. Тема" Огород на окне" Возраст детей: 4-5 лет. Цель:обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать.

Исследовательская деятельность в огородеИсследовательская деятельность в огороде И вот наступила весна. И снова перед нами встал вопрос огорода на окне. Мы решили продолжить традицию начатою в прошлом году.

Исследовательская деятельность «Знакомство с ветром» Цель: Познакомить детей с такими природными явлениями, как ветер, его роль в жизни природы и человека. Задачи: Закрепить знания о воздухе,.

Итоги творческой площадки «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ» Здравствуйте, меня зовут Ольга Витальевна. Я воспитатель ДОУ№50 и являюсь руководителем творческой площадки «Проектно-исследовательская.

План по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» МАДОУ 5, СЕМИЦВЕТИК" План работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы – Имекова Татьяна Кимовна.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ в рамках реализации ФГОС» Формирование у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Расширять представления.

Презентация. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ СЛАЙД 1 Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» МБДОУ детский сад №26 Воспитатель Нагорная Наталья Евгеньевна СЛАЙД.

Работа творческой площадки «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в ДОУ
Опубликовано: 31 октября 2018 в 20:22
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Приходько Марина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД