Евгения Васильева
Исследовательская деятельность «Свойства воды!»
Автор воспитатель: Васильева Е. И. МДОУ № 20
Исследовательская деятельность в группе раннего возраста с 2 до 3 лет. "Свойства воды!"
Цель: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Исследовательская деятельность „Свойства воды!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- познакомить детей с физическими свойствами воды : чистая, грязная, без вкуса, без запаха, льется, прозрачная, подкрашенная вода не прозрачная;
Развивающие:
- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
Воспитательные:
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение.
Словарь: превращается, льется, переливается, прозрачная, текучая, безвкусная, разноцветная, сладкая, соленая, без запаха.
Методические приемы: отгадывание загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, исследовательская деятельность, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: салфетки, накидка, колпачки синие, стаканчики по числу детей (по 2 на каждого, ложечки, тазик с водой, баночки с краской под крышечкой, аудиозапись «шум воды», льдинки, тарелочки для льдинок, картинки (превращение воды в разные состояния).
Ход Нод
Вводная часть
Включаю «шум воды».
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто такая я?
Ответы детей (вода)
Правильно, молодцы! Ребята, к нам в гости сегодня придет Фея воды! Хотите с ней познакомиться?
Ответы детей (Да)
Основная часть
Воспитатель: Евгения Игоревна, покружись и в Фею воды превратись.
(Надеваю накидку голубого цвета, беру в руки волшебную палочку)
Воспитатель: Я – Фея воды, сегодня вы обо мне узнаете много важного и интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать.
Воспитатель: совершенно верно! Без воды нам никак не обойтись! Вода - самое важное для людей. Только просыпаемся и сразу же идём умываться! Ведь вода освежает нас, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.
Потешка «Водичка» с показом действий.
Водичка, водичка умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Ох, какие молодцы, вижу любите водичку, вот сегодня мы и поиграем с Феей воды.
Садимся к столам.
Ребята, посмотрите, я принесла стаканчики. В одном молоко. В другом вода. В каждый из них я положила ложечку.
В стаканчике с молоком мы видим ложечку?
Ответы детей (Нет).
А в каком стаканчике мы видим ложечку?
Ответы детей (Где вода).
А почему?
Ответы детей (Вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное, оно белого цвета и ложечку не видно).
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте повторим: Вода прозрачная!
Воспитатель: У вас на столе стоит баночка с водичкой без крышечки. Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (Дети нюхают воду).
Воспитатель: Что можно сказать?
Ответы детей: Вода не пахнет.
Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: Попробуем воду. Что можно сказать? Какая вода на вкус?
Ответы детей: Вода без вкуса.
Воспитатель: Молодцы! Вода не имеет запаха и вкуса! А теперь скажите, а почему воду называют Волшебницей?
Ответы детей!
Воспитатель: Вода может превращаться.
Предлагаю вам посмотреть на мольберт с картинками.
Зима, снежинки, снежный ком – вода превратилась в снег;
каток – в лед; пар из чайника, дыхание на морозе – в пар;
капельки на траве – в росу; картинка о дожде – здесь вода – это дождь.
Воспитатель: Из-за этих превращений воду и называют волшебницей.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебные льдинки (кладу каждому на тарелочку). Они тоже волшебные, а почему?
Ответы детей!
Воспитатель: Возьмите льдинки в руку, что происходит?
Ответы детей: (Они тают, превращаются в воду.)
Воспитатель: Правильно, лед тает и превращается в воду! А почему превращаются в воду?
Ответы детей: (Руки тёплые и от тепла лед тает.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода-это капельки! Вода состоит из капелек. Я Волшебница-Вода и превращаю вас в капельки (палочкой дотрагиваюсь). (Дети надевают синие шапочки). А веселые капельки любят играть. Давайте, поиграем (выходим из-за стола).
Физкультурная минутка:
Один, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Раз туда, раз сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра
Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют Волшебницей?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Хотите узнать? Вы же, Капельки, сами волшебники! Присаживайтесь к столам и мы сей час будем с вами превращать воду из прозрачной в разноцветную. У вас на столах баночки с крышечкой. Что бы превратить воду из прозрачной в разноцветную, скажем волшебные слова, повторяйте за мной:
Ах, водица, ты водица,
Не простая ты порой,
Можешь мигом превратиться
Из прозрачной в цвет любой. (2 раза говорят).
Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.
Воспитатель: Что мы видим?
Ответы детей: (Вода цветная.)
Воспитатель: Правильно, вода окрасилась! В какой цвет? ( дети перечисляют: желтый, красный, зелёный)
Вот какие мы волшебники!
Значит вода может окрашиваться в разные цвета. А теперь, дорогие Капельки, соберите всю водичку из баночек в тазик. Как это сделать?
Ответы детей. Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).
Воспитатель: Правильно, нужно перелить воду из стаканчиков в тазик! Почему мы это смогли сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Водичка – течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. Мы вылили, и у нас получилось целое озеро, а в озере рыбки, которые очень любят в водичке играть, плавать и плескаться. Пусть наши ручки будут рыбками. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра в воде.
Повторяйте за мной:
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.
(руки сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображаем плавающих ныряющих рыбок).
То сожмутся, разожмутся, (растопыривают пальцы в стороны, сжимают,
То зароются в песке (сложить пальчики, делать движения, как будто закапываются в песок).
Воспитатель: А какая вода на ощупь, какой она всем показалась? (тёплая, приятная, интересно с ней играть).
Ответы детей.
Заключительная часть
Воспитатель: понравилось вам быть Волшебными Капельками? (ответы детей) И мне очень понравилось быть Феей воды.
А сейчас,
1,2,3 – капельки прокрутитесь, в ребяток превратитесь.
1,2,3 – Фея воды, покружись, в Евгению Игоревну превратись! (снимаем шапочки, накидку).
Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали?
Дети: Вода текучая, прозрачная, может быть цветной, без запаха. Может превращаться в снег, лед, дождь, росу, пар. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.
Воспитатель: наше занятие закончилось! До свидания!
Ну а на память от Феи воды вам вот такие капельки.