Момряшева
Исследование развития творческой активности младших школьников на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Момряшева Виктория Владимировна
Студент ГБОУ ВО СГПИ г. Ставрополя
Руководитель Липилина Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей педагогики
и образовательных технологий
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в данной статье автор затрагивает тему развития творческой активности младших школьников на уроках математики, на основе использования различных нестандартных методов и приёмов.
Публикация «Исследование развития творческой активности младших школьников на уроках математики» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: активность, творчество, условия, развитие, творческая активность, младшие школьники, нестандартные уроки.
Author Momryasheva Victoria Vladimirovna
Student of GBOU IN SGPI G. Stavropol
Head Lipilina Elena Yurievna
Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Department of General Pedagogy
and educational technologies
RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER CHILDREN SCHOOLCHILDREN IN MATH LESSONS
Abstract : in this article, the author touches on the topic of the development of creative activity of younger schoolchildren in mathematics lessons, based on the use of various non-standard methods and techniques.
Keywords : activity, creativity, conditions, development, creative activity, junior schoolchildren, non-standard lessons.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
М. Ф. Возлинкая определяет нетрадиционные уроки как импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартные приемы на уроках позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.
Нетрадиционные уроки математики повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Цель нестандартных приемов – оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, и класс становится творческой лабораторией.
Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутри предметные связи, опорные сигналы, конспекты и другие. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Уроки творчества – это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:
– присутствует элемент исследования решения;
– устанавливается связь между всеми видами задач;
– легко обозрима система задач по теме;
– присутствует элемент творчества.
Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики. 14
Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках используются кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов нужно подбирать с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Тематические кроссворды используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.
Немаловажная роль в развитии творческих способностей, учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.
Учащиеся начальных классов начинают исследовательскую деятельность при работе над проектами, которые включены в школьный курс математики.
В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:
• самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
• критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
• грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. 20
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры : «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие.
Таким образом, используя в содержании обучения математике, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения; проведение систематической и целенаправленной работы по развитию творческого мышления и воображения в интересной и привлекательной для младших школьников деятельности (нетрадиционные уроки) педагог будет способствовать развитию творческой активности у младших школьников.
Список литературы
1. Алешаева, Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупорева // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 11.
2. Андреева, И. А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И. А. Андреева. - М. : Академия развития, 2020. - 610 c.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Дрофа, 2019. - 150 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте// Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – С. 436-454.
5. Голубева, Марина Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. - М. : Гельветика, 2017. - 685 c.
6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.
©Момряшева В. В.