Получи документы

Исследование и проектирование

Александра Синчук
Исследование и проектирование
▼ Скачать + Заказать документы

Исследование и проектирование

1 Введение

Центральное место в проблемном обучении занимают исследовательский и проектный методы обучения. Эти методы предполагают построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана; осуществление плана, изучение неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Публикация «Исследование и проектирование» размещена в разделах

2 Понятия «Исследование» и «Проектирование»

Обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование» и специальному педагогическому термину «исследовательское обучение». Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Поскольку с точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования.

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Исследовательское обучение — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Теперь рассмотрим такие понятия, как «проект», «проектирование» и «прогнозирование».

Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др., необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологиче-ское и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

Прогнозирование (греч. Prognosis - знание наперед) - это род предвидения (предсказания, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Предсказание «предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования, к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств». В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие “прогнозирование деятельности предприятия».

3 Сравнительный анализ

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «исследование» и «проектирование» часто используются как синонимичные, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сходства и различий между ними представляется принципиально важной задачей при их изучении. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это очень важно прежде всего с точки зрения образовательной практики.

Немаловажен и вопрос о том, почему происходит смешение понятий «исследовательское» и «проектное обучение» и насколько все это безобидно. Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п.

4 Заключение

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Публикации по теме:

Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях. Опросник № 1 (для ребенка) 1. Когда ты не слушаешься родителей, они.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников .

Исследование детей подготовительной к школе группы на тему «Ракушки» Цель: учить детей действовать самостоятельно, независимо; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учить анализу.

Исследование самооценки детей ДОУ ТЕСТ «ЛЕСЕНКА» (В. Г. ЩУР) Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей. Цель методики — исследование самооценки.

Конспект ООД «Исследование свойств воздуха» Тема: «Исследование свойств воздуха» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» .

Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки» Цель занятия: выяснить для чего нужны зоопарки? (сохранение редких видов животных, знакомство с разнообразием животного мира) Задачи:.

Создание коллажа «Исследование морских глубин — батискафы»Создание коллажа «Исследование морских глубин — батискафы» , Математика: «деление целого на части», описательные рассказы. Социально-коммуникативное развитие: «Исследование морских глубин» Цель:.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: - названия полезных ископаемых, добываемых.

Исследование «Вредный и полезный картофель» Картофель очень популярный и питательный продукт, потому что в нем много витаминов и полезных веществ. Дети его очень любят. Из картофеля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование и проектирование
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 20:12
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование и проектирование» (включая файлы) размещена пользователем Александра Синчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД