Виктория Жорова
Интуитивное рисование как способ развития правого полушария
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании культурных практик в аспекте реализации ФГОС ДО.
Задачи:
Обучающие: обучение техническим приемам рисования.
Развивавающие : раскрытие творческого потенциала педагога, проявление индивидуальности, развитие креативности, воображения, повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии.
Темочки:
- Правополушарное рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Воспитательные: вызвать интерес к предложенному методу рисования.
Оборудование: ноутбук, мышка, флэш-накопитель, документ-камера, проектор, экран.
Раздаточный материал (на каждого участника) : гуашь разных цветов (консистенция сметаны, кисти (№4, клеевая №10, 2 листа акварельной бумаги (1/4 листа А4, лист с готовым фоном (1/4 листа А4, стакан с водой, влажные салфетки, бумажные салфетки.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги, педагоги и гости! Меня зовут Виктория Николаевна Жорова, работаю воспитателем МДОУ № 4 «Буратино». Общий педагогический стаж 7 лет.
Тема моего мастер-класса «Интуитивное рисование как способ развития правого полушария». Слайд 1
Вводная часть.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников) Слайд 2
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.
- Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом.
Левое полушарие – аналитическое. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески. Слайд 3
У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца. Слайд 4
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.
Вот почему ФГОС ДО актуален. Он вводит понятие «культурные практики», заменяя при этом привычные разделения игра - учебное занятие на соответствующие возрасту структуру: игра + родственные виды деятельности, где виды деятельности это и есть разнообразные культурные практики. Особенностью такой структуры является появление образовательного результата (продукта). Такой продукт может быть материальным (рисунок) и не материальным (образ, переживания, идея).
Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария :
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. После того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь. Слайд 5
* Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга. Слайд 6
* Рисование на цветной бумаге. Слайд 7
*Правополушарное рисование. Разработано американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри. Слайд 8
Основная часть.
Остановимся на правополушарном рисовании.
В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества.
Что дает правополушарное рисование? Слайд 9
• Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться».
• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.
Дети и правополушарное рисование.
Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий.
Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера.
Практическая часть основной части
1 этап – подготовка
- Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.
- Перед началом обучения технике правополушарного рисования, предлагаю вам на первом листе нарисовать любой рисунок за 5 минут.
В это время педагог подключает документ-камеру.
Через 5 минут предлагается отложить рисунки в сторону.
- Правила работы на МК :
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
2 этап – создание картины «Африканские долины»
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели:
- Перед проведением МК вам было предложено за 5 минут нарисовать любой рисунок. Предлагаю реально оценить эффективность метода «правополушарного рисования», сопоставив начальную и конечную работу.
Заключительная часть
Разработчики ФГОС ДО проанализировали систему образования в Скандинавских странах и Великобритании. Великобритания, так же как и РФ ориентирована на получение знаний в дошкольном возрасте в отличии от Скандинавии, где дошкольник погружен в природосообразные виды деятельности. Наши ученые выяснили, что дети из Скандинавских стран в школе учатся лучше. Тем самым подтверждена необходимость развития правого полушария головного мозга как основы гармоничного развития ребенка. Слайд 10
И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.
Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание. Слайд 11