Елена Назарова
Интерес к наблюдениям в природе и труду как средство экологического воспитания дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка и осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Это наблюдения в природе, экскурсии, экспериментирование, посильный труд, беседы, игры и др.
Публикация «Интерес к наблюдениям в природе и труду как средство экологического воспитания дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности, развивает эмоциональную отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду, рождает эстетическое наслаждение, развивает сенсорные ощущения.
При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов (форму, величину, цвет и пространственное расположение).
Задачи экологического воспитания для детей с нарушениями зрения успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Необходимо тщательно продумывать форму, содержание, приёмы проведения наблюдения, чтобы пробудить интерес детей, их познавательную активность.
Используя наблюдения на прогулке, мы учим ребят описывать погоду, находить одинаковые объекты в окружающей действительности, различия в животных, знакомим с ростом и развитием растений, с сезонными изменениями в природе. Упражняем детей в классификации предметов по цвету, форме, величине, следят за движущимися объектами (облаками, самолётами, бабочками и птицами, листопадом, снегопадом, рассматриваем удалённые и близкорасположенные объекты, тем самым решая коррекционные задачи. Расширяем представления детей о труде взрослых на цветниках, огороде. Знакомим воспитанников с природными явлениями : радугой, туманом, инеем, закатом солнца и т. д.
Дошкольники учатся определять источник происхождения звука или шума, причину возникновения, передачу звука на расстоянии, находить по запаху различные объекты, сравнивать их. Развиваем тактильную чувствительность ребят, предлагая прикасаться к сухому - мокрому, к мягкому - твёрдому, гладкому – шершавому, тёплому - холодному и т. д.
В процессе наблюдений, мы учим ребят определять по цвету, зрелый или незрелый плод; узнавать по упавшему листу или семени, какому дереву оно принадлежит, по следу на снегу — какое животное прошло, и т. д.
Чтобы вызвать у детей интерес к наблюдениям, мы используем различные приё мы:
- использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нём);
- использование игровых персонажей (кукла, мишка и т. д., предметов (ленточки, вертушки);
- краткая беседа;
- художественное слово;
- рассматривание рисунков и иллюстраций;
- имитация ребёнком движений, звуков и явлений природы (шелест листьев, полёт шмеля, звон капели, скрип снега, лай собаки и т. п.);
- приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов;
- приём «забывчивости взрослого»;
- приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения («Представь себя на месте муравья», «А если бы ты был цветочком?»);
- рассматривание предметов через цветные стёкла;
- рассматривание через лупу муравья, гусеницу, божью коровку, снежинку.
От их разнообразия, вариативности, сочетания в большей степени зависят эмоции детей и появляющееся отношение к природе.
Дети с интересом превращаются в учёных и проводят эксперименты с песком, водой, воздухом. Приоткрывая дверцу в таинственное и неведомое, мы помогаем дошкольникам наращивать крупицы новых знаний.
На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, у детей возникают сочувствие, моральная ответственность за его жизнь, готовность помочь. Знание, полученное в наблюдении, способствует осознанно-правильному пониманию того, что происходит, почему надо или, наоборот, не надо делать что-либо.
Труд в природе является для детей с нарушениями зрения наиболее доступным видом деятельности. Положительное влияние солнца, воздуха, близость с природой усиливают эмоции, активизируют действие анализаторов, благодаря чему укрепляется здоровье, повышается жизнедеятельность детского организма.
Цветники на участке и имеющийся рядом с участком небольшой огород являются хорошей возможностью организации труда в природе. Зимой дети совместно с педагогом готовят посадочный материал, садовый инвентарь, ухаживают за комнатными растениями, разбивают мини огород на окошке. Весной помогают вскапывать грядки, засеивают их и в течение лета ухаживают за посадками. Конечным результатом работы является коллективный сбор урожая. У детей развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия, возникает стремление оказания посильной помощи, интерес к результатам труда. Дети учатся быть организованными в труде, им прививаются навыки планирования трудовых действий, умение действовать в соответствии с планом.