Анастасия Димитрина
Консультация «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»
▼ Скачать
Интерес к художественной литературе
• Специфика детской книги в ее синтетической природе (текст+ картинка)
• Детская книга с картинками- это предмет культуры, созданный трудом автора и художника для передачи детям опыта поколений в полихудожественной форме
• Отличительные особенности детской книги:
-важная роль воспитательной функции;
-занимательность, динамичность сюжета;
-доступность языка;
-наличие иллюстраций, красочность оформления
Виды детских книг
• Книжки- картинки (обогащение реальных и образных представлений)
Публикация «Консультация „Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе“» размещена в разделах
• Книжки – рассказки (запоминание текста и воссоздание по памяти)
Книжки- игрушки (книжка- вырубки, книжка- театр, книжка- самоделка, книжка- азбука, книжка- панорама, книжка- раскладушка. книжка игрушка, мягкая книжка
Значение художественной литературы
Основная функция- хранить и передавать опыт
Функции:
- воспитательная
- развлекательная
- эстетическая
• «Чтение- вот лучшее учение…»(А. С. Пушкин)
• Художественная литература- важное средство умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития, развития речи
• Литературные произведения обеспечивают:
- создание условий для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства;
- удовлетворение детских интересов и потребностей в познании окружающего мира, игре, общении со сверстниками и взрослыми и др.
• Литературное развитие- процесс количественных и качественных изменений в литературном опыте ребенка, в способности к восприятию, интерпретации художественных текстов и к отражению литературного опыта в разных видах деятельности
• Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг
Задачи ознакомления с художественной литературой
• Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
• Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы, : о жанрах, композиции, простейших элементах образности в языке
• Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведений, улавливать красоту и поэтичность рассказов.
• Литературное образование дошкольников - подготовка будущего талантливого читателя, включающая воспитание чувства слова, формирование первоначальных представлений о жанре, композиции, образных средствах художественных произведений, народном творчестве, развитие литературного вкуса, а самое главное – воспитание любви, устойчивого интереса к книге (М. М. Алексеева, В. И. Яшина)
Типы читателей
• К трем годам:
- дети, которым важна познавательная сторона текста;
- дети, которым интересны происходящие в произведении события;
- дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении.
• К концу дошкольного возраста :
-читатель – потребитель: ребенок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого отношения к его персоне. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика. Но он знает много имен героев, помнит события и т. д.
-читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии).
- читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие, одинаково относящийся к различным типа текста, отдыхающий за рассматриванием книг. (З. А. Гриценко)
Формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности
• помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций (дает знания о мире, учит, делает жизнь интересной, развлекает и др.);
• познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);
• показать детям многообразие видов детских книг (книги- картинки, книги- рассказки, книги -игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);
• учить различать жанры литературы;
• различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно- популярный текст и т. д.);
• познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);
• прививать навыки культуры чтения
Компоненты восприятия произведений художественной литературы
• Эмоциональная отзывчивость
• Умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем (воссоздающее и творческое воображение)
• Постижение содержания художественного произведения (смысл, идеи мотивы поступков)
• Осмысление художественной формы
Понять художественное произведение- это значит проникнуть в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О. Никифорова)