Ксения Свечникова
Современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные технологии – несомненно, интересное, творческое,
перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать
возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических
возможностей, дает возможность обогатить знания и представления детей об
окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,
побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных
отношений.
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных
образовательных организациях (ДОО, направляют свои усилия на внедрение
Публикация «Современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
различных интерактивных технологий, что отражает необходимость
учитывать некоторые особенности их использования.
Анализ научной литературы позволил определить несколько важных
подходов к внедрению интерактивных технологий в современный
образовательный процесс. В частности:
1. Новые требования к профессиональной подготовке педагога.
Педагог не только сам должен отслеживать информационные потоки, но он
должен уметь создавать условия для получения информации обучающимися.
Данный подход требует от педагога владения интерактивными технологиями.
2. Реализация новой гуманистической образовательной парадигмы.
Педагоги накопили достаточное количество знаний в форме фактов,
представлений, понятий, которые требуют использования интерактивных
технологий в процессе передачи знаний обучающимся.
3. Педагогическое взаимодействие (В. Сластенин, И. Исаев) требует
активного взаимодействия и взаимовлияния форм, методов, средств,
составляющих единый педагогической процесс, который может успешно
решаться через внедрение интерактивных технологий.
4. Поиск источников развития личности (И. С. Якиманская, таких как
приоритет индивидуальности, сочетание разных видов деятельности,
сотрудничество педагога и обучающегося, свобода выбора обучающегося,
мониторинг способностей и др., могут быть успешно реализованы через
педагогическое взаимодействие (Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков) в процессе
реализации интерактивных технологий.
5. Реализация личностно ориентированной в образовании
осуществляется на основе создания благоприятных условий личностного развития, самоопределения воспитанника, что вновь успешно может быть решено на основе интерактивных технологий.
6. Показатели эффективности взаимодействия педагога и
воспитанника (И. П. Андриади) такие как: взаимопонимание, взаимовлияние,
взаимные действия являются современными подходами в образовании и
могут быть реализованы на основе интерактивных технологий.
7. Ответственная зависимость (А. С. Макаренко). Совместная
коллективная деятельность в ходе реализации интерактивной технологии
формирует не только личную, но и коллективную ответственность за
результаты деятельности.
Реализация этих и других подходов к использованию интерактивных
технологий возможна с учетом аспектов технологий.
Аспекты реализации интерактивных технологий в образовательном
процессе :
1. Научный аспект. Интерактивные технологии — это часть
педагогической науки, которая изучает педагогические процессы,
разрабатывает цели, содержание, методы, формы, средства обучения и
проектирования педагогических процессов.
2. Процессуально-описательный аспект. Интерактивная технология
описывает процесс обучения, состоятельность выдвинутых целей,
содержания, методов, форм, средств обучения для достижения планируемых
результатов.
3. Процессуально-действенный аспект. Интерактивные технологии
используют личные, методологические средства для достижения
положительных результатов в обучении и передаче знаний обучающимся.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми
осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей
дошкольников:
• вторая младшая группа – работа в парах, хоровод;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель,
интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка,
карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой
круг, дерево знаний.
Интерактивные технологии в ДОО направлены на создание
современных компонентов и приемов, основной целью которых является
модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические
коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других
дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и
интеллектуальному развитию малышей с опорой на их жизненный опыт.
Воспитатели в своей профессиональной деятельности используют
методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью
соответствующие принятой модели интерактивного обучения. Современные
образовательные технологии в ДОО применяются все чаще, а результат их
внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Специалисты
утверждают, что интерактивные технологии в ДОО внедрять не только
можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к интерактивным
педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе для
детей дошкольного возраста, необходимо учитывать уровни их реализации.
Надо понимать, что современные интерактивные технологии в ДОО в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным требованиям.
Образовательный процесс, в основе которого лежат интерактивные
технологи, организован таким образом, что практически все дети
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность
понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В
процессе освоения учебного материала дошкольники осуществляют
совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой
вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это
происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг
друга. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании
комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует
свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным и эффективным весь процесс обучения.