Надежда Акименко
Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса: развитие у педагогов представлений об использовании дидактических и интерактивных игр, способствующих развитию речи у дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с опытом работы по внедрению в образовательную деятельность интерактивных и дидактических игр по развитию речи воспитанников.
Публикация «Интерактивные и дидактические игры как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
3. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в предложенной совместной деятельности
4. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
5. Популяризировать инновационные идей, технологии, педагогические находки.
6. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Оборудование: ноутбук, проектор, у стола, стулья по количеству участников, мультимедийная презентация по теме.
Раздаточный материал: игра «Для кого что», задания для практической деятельности участников мастер-класса (конверты с составными частями дидактических игр) и магнитные поля для игр, изображения ладошек по количеству участников мастер-класса для проведения рефлексии.
Интерактивно-дидактические игры : «Когда это бывает», «Курочка ряба», «Собери сказку».
Этапы (время) Действия, деятельность педагога-мастера Действия, деятельность участников мастер-класса
Организационный момент
(5 минут)
Цель: произвольный отбор участников мастер-класса. Педагог-мастер: Здравствуйте, коллеги. Позвольте продемонстрировать опыт своей профессиональной деятельности по использованию интерактивных и дидактических игр, способствующих развитию речи у дошкольников. Но сначала помогите разгадать кроссворд:
1. По горизонтали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
2. По вертикали. Речь, рассказ одного человека.
3. По вертикали. Тип речи, в котором описывается предмет, явления, животные, люди.
4. По вертикали. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5. По горизонтали. Разговор между двумя людьми.
6. По вертикали. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
Педагог-мастер: за правильный ответ Вы будете получать предметные картинки. Если Вы уже дали правильный ответ и получили одну предметную картинку, просим дать возможность ответить другим.
Ответы: 1. Существительное 2. Монолог 3. Описание 4. Рассказ 5. Диалог 6. Глагол Отбор участников – мастер посредством разгадывания кроссворда.
Вводная часть
(1 минута)
Цель: деление участников мастер-класса на 2 команды;
эмоциональный настрой на работу.
Педагог-мастер: Те, кто получил предметные картинки, приглашаем стать активными участниками мастер-класса. Начнем с игры «Для кого что».
Цель: деление участников мастер-класса на 2 команды.
Инструкция: Вам необходимо определить какой возрастной группе соответствует выбранная вами предметная картинка, и объединиться в 2 команды по 3 человека.
Назовите и покажите, какие предметы на картинках Вам достались.
Педагог-мастер: Таким способом Вы поделились на 2 команды: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Проходите и присаживайтесь за столы. Для удобства обращения к Вам, прошу написать свои имена на предложенных листах бумаги и придумать названия командам. Погружение участников мастер-класса в проблему.
Основная часть
(25 минут)
Цель: демонстрация технологий, методик используемых в работе через применение интерактивных и дидактических игр; комментарий применяемых технологий методик и их отработка в деятельностном режиме.
Время выполнения задания 5 минут.
Время выполнения задания 5 минут.
Время выполнения задания 5 минут.
Время выполнения задания 5 минут.
Время выполнения задания 5 минут.
Педагог-мастер: Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Специально созданная игра, выполняет определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Инструкция к выполнению задания № 1:
В конвертах находятся составные части к дидактическим играм. Команде №1 необходимо составить описательный рассказ о предмете, но, первому участнику с помощью схемы, второму – с помощью ассоциативных картинок, третьему – с помощью мнемотаблицы.
Педагог-мастер: пока участники команды №1 выполняют задание, я расскажу Вам о технологии дидактический синквейн.
Синквейн – это специфическое стихотворение, пятистрочье без рифмы, в котором обобщена информация по изученной теме. Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Существуют правила составления дидактического синквейна :
1 строка – одно слово - кто? что?
2 строка – два слова - какой?
3 строка – три слова - что делает?
4 строка – мнение.
5 строка – ассоциация.
Предлагаю команде №2 попробовать составить дидактический синквейн по предложенной теме, но так, чтобы это еще было и в форме загадки.
Педагог-мастер: предлагаю послушать ответы команды №1.
Педагог-мастер: предлагаю команде №2 озвучить свои синквейны в форме загадки, а мы с вами будем их отгадывать.
Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать эту технологию? Каким образом?
Подведение итога задания № 1:
В результате предложенной деятельности участники учились составлять описательные рассказы о предмете, объекте с помощью дидактических игр, в основу которых положен принцип наглядного и предметно-схематического моделирования. В разработке игр мы руководствовались методическими рекомендациями А. В. Соболевой, Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов о предмете – это первый вид рассказывания.
Педагог-мастер:
Известно, что использование в работе воспитателя разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы по развитию речи в целом.
Инструкция к выполнению задания № 2:
Предлагаю поиграть в интерактивную игру «Когда это бывает». Команде №1 необходимо дополнить деталями картину и составить рассказ по ней.
Педагог-мастер:
Команде №2 необходимо составить рассказ, постепенно открывая фрагменты картины, спрятанные за разноцветными прямоугольниками.
Подведение итога задания № 2:
Применение интерактивно-дидактических игр в обучении детей второму виду рассказывания – рассказу по картине делает образовательный процесс более легко воспринимаемым. Подобные игры позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Инструкция к выполнению задания № 3:
Педагог-мастер:
Участникам необходимо составить рассказ из личного опыта на тему «Моя семья», но команде №1 с помощью дидактической игры на основе методики Т. В. Большовой «Коллаж».
Педагог-мастер:
Команда №2 составит рассказ из личного опыта с помощь дидактической игры на основе схемы рассказа и подсказки нужного слова.
Пока участники выполняют задание, немного расскажу Вам об авторе методики «Коллаж» Т. В. Большовой.
Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе, магнитной доске картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной целью и темой.
С помощью коллажей можно работать над:
• Закреплением различных способов запоминания,
• Развитием фотографической памяти,
• Расширением словарного запаса, образного восприятия,
• Развитием связной речи.
Педагог-мастер: послушаем рассказы участников мастер-класса.
Подведение итога задания № 3:
В предложенной деятельности педагоги увидели, как можно увлечь детей составлением рассказа из личного опыта, а воспитателю намного проще добиться результата в – третьем виде рассказывания – рассказ из личного опыта, используя дидактические игры на основе методики «Коллаж» и схемы рассказа с подсказкой нужного слова.
Инструкция к выполнению задания № 4:
Педагог-мастер:
В дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образное мышление. Ну а где как не в сказках лучше всего развивается образное мышление детей! Как же вызвать у детей желание не только слушать, но и пересказывать сказки! Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, мы предлагаем детям авторские интерактивно-дидактические игры – сказки. Предлагаю команде №1 поиграть в интерактивно-дидактическую игру-сказку «Курочка ряба». Вам необходимо закончить предложение по смыслу, опираясь на сюжетную картинку на экране.
На завершающем этапе знакомства со сказкой можно предложить детям рассказать ее не только с помощью сюжетных картинок и голосового сопровождения, но и с помощью условных заместителей – геометрических фигур.
Педагог-мастер:
Предлагаю команде №2 поиграть в интерактивно-дидактическую игру-сказку «Собери сказку». Вам необходимо восстановить хронологический порядок сказки и пересказать, опираясь на сюжетные картинки.
Подведение итога задания № 4:
Педагог-мастер:
Как Вы считаете, будут ли такие игры увлекательны для детей и результативны для педагогов! С помощью таких игр педагогу достаточно легко добиться результата в четвертом виде рассказывания – пересказ сказки, рассказа. В ходе разработки игры для младшего дошкольного возраста мы использовали словесную дидактическую игру «Доскажи словечко», старшего дошкольного возраста - приемы мнемотехники и элементы методики Т. А. Ткаченко.
Инструкция к выполнению задания № 5:
Педагог-мастер:
Вот мы и подошли к завершающему и самому сложному этапу рассказывания – творческое рассказывание по предложенному сюжету, конечно же, с таким заданием могут справиться только дети старшего дошкольного возраста. Как же побудить у ребенка желание самостоятельно составить такой рассказ! Опять же мы обращаемся за помощью к дидактическим играм. Предлагаем команде №1 и №2 поиграть в настольную игру «Сочини сказку» с помощью символов- заместителей: команде №1 с помощью силуэтных картинок, команде №2 с помощью геометрических фигур.
Послушайте начало сказки, а потом продолжите ее, опираясь на символы-заместители.
В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок…
Подведение итога задания № 5:
Педагог-мастер:
Пока участники выполняют задание, поясним, почему я остановила свой выбор на дидактической игре в основе, которой используются символы-заместители.
Особенность символов – заместителей в том, что, в отличие от картинного материала, они задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов, геометрические фигуры определенными смысловыми качествами.
Вернёмся к участникам и послушаем, что же у них получилось. Организация работы участников мастер-класса с целью практической демонстрации дидактических игр на основе принципа наглядного и предметно-схематического моделирования, мнемотехники.
Представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Организация работы участников мастер-класса с целью практической демонстрации интерактивных дидактических игр, в основе которых положен прием фрагментарного рассказывания.
Представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации дидактической игры «Моя семья» в основу, которой положена методика Т. В. Большовой «Коллаж» и схема рассказа с подсказкой нужного слова.
Представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации авторских интерактивно-дидактических игр-сказок «Курочка ряба» и «Собери сказку», разработанных с применением приемов мнемотехники и элементов методики Т. А. Ткаченко.
Представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Организация работы участников мастер-класса с целью демонстрации настольной игры «Сочини сказку» с использованием символов – заместителей при моделировании творческих рассказов - силуэтные изображения и геометрические фигуры.
Представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Заключительная часть
(1 минута)
Цель: подведение итогов, рефлексия.
Педагог-мастер: подходит к концу мастер-класс.
Подведу итог:
• были продемонстрированы интересные, работающие на получение результата интерактивные и дидактические игры как средства речевого развития дошкольников, в основу которых были положены различные методики, технологии.
• представлена система работы по обучению дошкольников рассказыванию.
Надеюсь, Вы будете применять в своей профессиональной деятельности, продемонстрированные сегодня игры.
РЕФЛЕКСИЯ
(4 минуты)
Цель: осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.
Педагог-мастер: для подведения итога мастер-класса, хочу применить прием «На ладошке». Каждый палец имеет свое значение:
• большой палец – сегодня я научилась чему-то новому;
• указательный – материал мастер-класса был доступен и прост в применении для работы с детьми;
• средний – тема мастер-класса была важной и интересной для меня;
• безымянный – мне было комфортно;
• мизинец – я буду использовать в работе материал мастер-класса.
Отметьте каждый палец ладони знаком «+» или «-», если вы согласны или не согласны с предложенными утверждениями.
Благодарю за участие! Дерзайте, творите! Спасибо за внимание! Дискуссия по результатам совместной деятельности педагогов-мастеров и участников мастер-класса.