Татьяна Воробьева
Интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми эссе
▼ Скачать + Заказать документы
Нужны ли современные интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми в детском саду?
Конечно же, я думаю, они просто необходимы. Почему? Потому что мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от
мира, в котором выросли мы, более старшее поколение. Как говорил Джон Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Поэтому современная система дошкольного образования
должна способствовать тому, чтобы ребенок успешно адаптировался к новым условиям социума. В английской пословице говорится: «Я услышал –
Публикация «Интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми эссе» размещена в разделах
и забыл, я увидел – и запомнил», поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса, я стараюсь использовать интерактивные формы, такие как: проекты, тренинги, диспуты, мозговые штурмы, «дерево решений», презентации, «микрофон», «корзина идей». Конечно же, не всегда порой получается все так гладко, как хотелось бы. Где, то есть свои минусы и плюсы.
Самой главной задачей педагога в любой интерактивной форме является направление процесса обмена информацией и помощь в ней : выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творчества. Важно помнить, что все эти формы требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, использовать такую бы технику, которая бы помогла, включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для той или иной формы, умения регламентировать и разделять этапы работы и т. д. Например задания в «Мозговом штурме» будет легче воспринимаются ребенком, если появится возможность совершать виртуальные путешествия, работать с виртуальным конструктором, моделировать. Это позволяет сделать образовательный процесс более динамичным, информационным и повысить мотивацию дошкольников. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности.
Цель таких форм организации образовательной деятельности состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Технология интерактивной организации обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно–развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.
На сегодняшний день практика показывает, что интерактивные формы влияют на структуру образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых форм обучения.
Разнообразные интерактивные формы организации образовательной деятельности предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах, «ребенок – группа детей» (работа в группах, «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т. д.
Цифровые образовательные ресурсы, а именно презентации работы стали неотъемлемой частью при организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, что значительно повышает его качество. Безусловно, данная форма оказывает большую помощь в моей работе и позволяют сделать жизнь ребят яркой, насыщенной, увлекательной, выравнивая стартовые возможности детей, что является одной из основных целей ФГОС ДО.
При использовании интерактивных моделей обучения меняется и взаимодействие педагога с детьми : его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.
Применение интерактивных форм работы, позволяет детям глубже
погрузится в процесс познания, при этом дошкольники имеют возможность
понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Такие
формы работы благоприятно способствуют установлению эмоциональных
контактов между детьми, приучают их работать в команде, снимают
напряжение, помогая при этом дошкольникам испытать чувство
защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.