АЛЕНА Борминская
Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6 – 7 лет
Педагог - психолог Борминская Алена Владимировна МБДОУ д/сад №235 г. Ульяновск
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей.
Публикация «Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие тренинг.
Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга : «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений.
Р. Бакли предлагает такое рабочее определение тренинга : «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
Разнообразие игр, используемых в тренинге, огромно: ролевые, деловые, профориентационные, психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные и словесные, психологические и обучающие. Секрет успеха тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни.
Все тренинговые игры по мнению Левановой Е. А. можно разделить на две большие группы:
1. Психогимнастика в тренинге. К психогимнастике относятся все игры, которые не связаны напрямую с темой, целью тренинга, а работают на развитие тренинговой группы. Такие игры универсальны. Они подходят для тренинга любой тематики и любой целевой аудитории. Это те игры, которые позволяют создать неповторимую тренинговую атмосферу, а также развивать и корректировать динамику развития группы. К ним относятся такие игры: • на знакомство;
• на группообразование;
• на снятие тактильных барьеров;
• на внимание;
• на регуляцию психического и эмоционального состояния;
• на доверие;
• на снятие агрессии и др.
2. Целевые игры в тренинге. Целевые игры можно классифицировать в соответствии со структурой тренинга, так как это те игры, которые работают на конкретную содержательную цель тренинга. Среди них мы выделяем:
• актуализирующие, мотивирующие игры;
• игры на осознавание сути задачи, явления, изучаемого в тренинге;
• игры, развивающие конкретные умения;
• игры, интегрирующие опыт, полученный в тренинге.
Р. Р. Калинина признаёт «цели, которые достигаются игровым тренингом, так обширны, что их можно перечислять очень долго». Но можно назвать основные направления, в которых работают тренинговые игры :
1. Развитие коммуникативных навыков:
- эмпатия, снятие психологических и тактильных барьеров в общении, развитие доверия, групповое сплочение и повышение эффективности взаимодействия и работоспособности в группе, обучение не деструктивным формам проявления агрессии, разрешению конфликтов, обучение ораторскому мастерству;
- регуляция психических и эмоциональных состояний.
2. Обучение:
- развитие внимания, концентрации, креативного подхода к решению задач;
- обучение конкретным навыкам, умениям и способам деятельности.
3. Расширение социально-ролевого потенциала участников игрового тренинга, анализ существующих коммуникативных установок и образование новых.
Обладая таким огромным разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность, даже если будут созданы новые, не уступающие ему в эффективности тренинговые методы.
Определение интеллектуального тренинга дал Н. Я. Кушнир. По его мнению, интеллектуальный тренинг — это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей.
Отличительная черта интеллектуального тренинга — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.
Решая умственную задачу в тренинге, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.
При рассмотрении интеллектуальных способностей как результата (продукта) развития психических процессов ребенка (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, механизмами их функционирования и совершенствования можно считать соответствующие им перцептивные, мнемонические, мыслительные, речевые и преобразовательные (креативные) действия и операции. Развитие и совершенствование их создают условия для формирования интеллектуальных умений, таких, как умения слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т. д.
Сформированность перцептивных действий является условием развития способностей ребенка:
1) соотносить свойства и признаки предмета с заданным сенсорным эталоном;
2) сравнивать объекты посредством анализа и синтеза с целью обнаружения сходных признаков и различий;
3) сопоставлять элементы объектов для составления целого;
4) идентифицировать свойства и признаки обследуемых предметов с группой признаков и свойств эталонной модели;
5) распознавать в образцах и объектах главные и второстепенные, информативные и неинформативные признаки и свойства;
6) моделировать перцептивные образы, осуществлять трансфигурацию их элементов.
Для развития творческого воображения дошкольников, позволяющего им не только воссоздавать образы, схемы, но и преобразовывать их, создавая новые, необходимо формировать такие способности, как:
1) воспроизводить графические, речевые, мысленные образы-представления, изменяя их на элементарном уровне;
2) трансформировать образ-представление на основе оперирования и сочетания фактов из опыта;
3) преобразовывать образы-представления, создавая новые образы на основе обобщения и комбинирования;
4) создавать речевые конструкции на основе известных образов-представлений;
5) предвосхищать создание новых образов от конкретного к абстрактному;
6) планировать действия во внешнем и внутреннем плане для создания новых образов, схем, символов на основе акцентуирования и типизации.
К мнемоническим относятся способности (умения) старших дошкольников произвольно запоминать и воспроизводить информацию посредством:
1) смысловых связей, ассоциаций;
2) приема обобщения и группировки;
3) приема конкретизации и классификации;
4) приема кодирования.
Общими речевыми являются способности:
1) строить монолог и диалог с использованием развернутых грамматических и синтаксических конструкций;
2) определять и обозначать семантику слов, мыслей, чувств;
3) оперировать понятиями с использованием мыслительных действий (сравнения, обобщения, классификации);
4) истолковывать и интерпретировать смысловое содержание на основе аналитико-синтетических, ориентировочных действий;
5) формулировать мысли, строить рассуждения;
6) обосновывать свои действия с помощью речи.
К производным от мышления способностям, операциональной сущностью которых выступают мыслительные действия и операции, можно отнести следующие:
1) обобщать признаки и свойства объектов, явлений окружающей действительности на основе сравнения;
2) группировать, классифицировать объекты по родовым и видовым признакам на понятийном уровне;
3) на основе анализа и синтеза определять проблему и находить способ ее решения, устанавливать причинно-следственные связи;
4) выполнять разнообразные комбинированные поисковые действия, предлагать разные варианты решения задачи;
5) планировать свои действия по реализации способа решения задачи;
6) проводить обоснованное рассуждение о связи полученных результатов с исходными условиями задачи.
Обозначенные нами способности и соответствующие им действия тесно взаимосвязаны посредством межфункционального взаимодействия и развиваются не одновременно, а по закону гетерохронности: одни из функций доминируют, другие запаздывают. Чем раньше осуществляется психологическая стимуляция по выравниванию и гармонизации интеллектуальных способностей, тем более адекватно и успешно ребенок познает, усваивает, преобразует, систематизирует информационное многообразие посредством различных видов детской деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится важнейшим средством развития способностей. Такая деятельность всегда связана с открытием для ребенка нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею и приложением необходимых усилий, направленных на преодоление возникших трудностей. Познавательная деятельность ребенка, организованная в форме тренинговых занятий создают условия для развития интеллектуальных способностей в старшем дошкольном возрасте.
Количество игровых заданий зависит от уровня развития детей и успешности их выполнения. В процессе тренинга задания могут повторяться, но на другом игровом материале, включающем новые, незнакомые ребенку проблемные ситуации. Психолог может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.
Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.
Таким образом, интеллектуальный тренинг призван способствовать: речевому, умственному развитию, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей.