Инна Белова
Интеллектуальный досуг «Путешествие по материкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальный досуг
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по материкам».
Составила конспект воспитатель ГБДОУ № 88 Калининского района СПб
Белова Инна Викторовна.
Цель: в интересной, развлекательной форме обобщить и закрепить знания детей о материках.
Задачи:
1) образовательная: обобщить знания о материках, их географическом местоположении, флоре и фауне.
2) развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру; мышление; воображение, речь, музыкальность, ритмичность движений.
3) воспитательная: любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому.
Публикация «Интеллектуальный досуг „Путешествие по материкам“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Оборудование: игровое оборудование- корабль; глобус, игра «Разрезные картинки» (животные) ; игрушки африканских животных; кактус; карта мира 2шт; подборка слайдов с фото природы материков; мультимедийное оборудование; аудиозаписи звуков природы, детских песен и этнической музыки.
Ход досуга.
Дети входят в зал и располагаются вокруг педагога.
Детям предлагается отгадать загадку:
«Под одною голубою общей крышей мы живём.
В доме том светло, красиво, хорошо живётся в нём.
Дом кружится возле солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце, осветить оно могло». (Земля)
Педагог: Ребятки, а как, можно путешествовать по нашей планете, не выходя из группы? - правильно, по глобусу.
Показ глобуса.
А, что такое глобус? – это макет земного шара, только уменьшенный.
Педагог: Ребятки, а что обозначает каждый цвет на глобусе?
Дети: зелёный – леса; коричневый – горы; голубой - реки, моря, океаны.
Слайд с изображением Земли.
Педагог: Какого цвета больше всего и почему?
Дети: Потому, что воды на Земле больше, чем суши.
А, на суше располагаются материки.
Педагог: Какие материки вы уже знаете?
Дети: Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.
Показ на глобусе.
Слад на экране.
Педагог: А, на каком материке мы с вами живём? (Евразия).
Евразия - самый большой материк. Его природа многообразна. На нашем материке произрастает огромное количество растений, обитает множество разнообразных животных. Каких животных Евразии вы знаете?
Ответы детей (варианты: волк, медведь, лиса….).
Слайды на экран
Молодцы, а так же ли вы хорошо знаете живую природу других материков? Чтобы это проверить я предлагаю нам отправиться в путешествие.
А, поскольку все материки окружает вода, то, как вы думаете, на чём будем передвигаться? - (на корабле).
Из-за ширмы появляется корабль. Дети рассаживаются.
На экране слайды (фото судна, морских просторов). Звучит шум морской волны.
Педагог: Мы сейчас пересекаем Индийский океан, и первая наша остановка отгадайте где?
Загадка:
Доплывём до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо,
По широкой Лимпопо. - (Африка)
Звучит детская песенка “Чунга-Чанга».
Педагог предлагает детям найти Африку на глобусе.
Высадка на берег.
Педагог: А, почему вы решили, что речь идёт об Африке?
Дети: Возможные варианты ответов детей: (пустыня Сахара есть в Африке).
Педагог: Да, Сахара – это королева пустынь.
Кто может показать на глобусе Африку? Каким цветом обозначен на глобусе этот материк и почему? - (там много пустынь).
Правильно. А, что такое пустыня? –
Дети: там нет воды, кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей….
Педагог: Ребятки, а, как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Дети: могут…. не могут.
Педагог: Оказывается, могут. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15ти этажного дома, то его корни достанут до земли.
Как думаете, ребятки, зачем растениям пустыни такие корни? – (дети: чтобы доставать воду, которая глубоко под землёй).
Угадайте, что за гость нас встречает? Загадка: «Стран тропических жилец, иглокожий огурец» – (кактус).
Показ кактуса в горшке.
Педагог: А, какие животные могут жить в пустыне? Как они приспособились?
Ответы детей: верблюды, потому что они выносливые, запасаются водой и помогают человеку преодолевать большие расстояния в пустыне.
Педагог: правильно, а, ещё верблюда называют кораблём пустыни.
Педагог: Но ведь пустыня в Африке не везде. Есть места, где можно укрыться от палящего солнца. Как называется это место?
Дети: оазис.
Слайд с фото оазиса на экране.
Педагог: Каких животных можно там увидеть?- Дети: (бегемот, жираф, носорог, слон).
Проводиться игра «Чудесный мешочек». (В мешочке находятся фигурки африканских животных. Вызвавшийся ребёнок, опустив руку в мешочек, на ощупь определяет попавшее в руку животное. Угадав его и назвав, вытаскивает фигурку из мешочка).
Слайд на экран с изображением африканской фауны.
Звучит мелодия П. Мориа «Жаворонок».
Педагог: Нравиться вам на Африканском материке? Да, удивительна природа Африки, но жарко уж очень. И захотелось туда, где прохладней? Только нам придётся сменить судно, там, куда мы отправляемся, пройдёт лишь ледокол.
Садимся на корабль и продолжаем путешествие.
Звучит музыка Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»
.
Педагог: А, куда мы направляемся, вам скажет загадка:
Вот континент - большая льдина,
Зимой и летом холодина!
Закалка здесь необходима,
Бери, мой друг, пример с пингвинов!
Дети: Антарктида. Потому, что Антарктида- это закованный в лёд материк, и там живут пингвины.
Педагог предлагает детям найти на глобусе Антарктиду.
Высадка на берег.
Педагог: А, есть ли там растения и живут ли ещё какие-нибудь животные?
Дети: растения не растут, потому что земля покрыта большим слоем льда, который никогда не тает. У пингвинов есть враги. В воде их подстерегают опасные хищники: кит касатка, морской леопард- тюлень.
Педагог: Всё верно. Когда пингвинам становится холодно, они прижимаются
друг к другу и пританцовывают. Предлагаю и нам размяться- исполнить танец пингвинов.
Звучит музыка. Дети исполняют танец пингвинов.
На экране слайд.
Педагог: пока мы танцевали, наш корабль встретился с плавающими «ледяными горами». Кто из вас знает, как они называются?
Дети: айсберги.
Педагог: верно. Встречаются айсберги, похожие на надутые ветром паруса, на пирамиды. Откуда же появляются эти громадины? У берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжёлые, ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
На экране слайд с фото айсберга.
Педагог: а, как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей?
Я, вам расскажу: подводная часть айсберга, та, что под водой, очень велика, наткнувшись на неё, корабль получит повреждение и может затонуть.
Чтобы наш корабль не потерпел кораблекрушение, давайте поскорее покинем этот материк и оправимся в юго-восточном направлении, всё по тому же Индийскому океану.
Посадка на корабль. Плавание.
Педагог: Наше судно приближается к берегам Австралии. Это самый маленький материк. Но отнюдь не менее красивый и удивительный.
Педагог предлагает детям найти Австралию на глобусе.
Высадка на берег.
На экране слайды с видами Австралии.
Педагог: в Австралии растут эвкалипты. Листья эвкалипта используют в лечебных целях, а ещё их очень любят кушать коала.
Педагог: Чтобы узнать, какие животные живут в Австралии, я предлагаю вам открыть конверты и собрать картинки. (Игра «Собери картинку» В конвертах фото кенгуру, коала, утконоса, собаки Динго).
На экране слайд
Звучит мелодия «Жаворонок» в исполнении П. Мориа.
Одним из символов Австралии является кенгуру. Это удивительное животное обладает сильными ногами, передвигается прыжками и вынашивает своего детёныша в сумке. Предлагаю и нам побывать в роли кенгуру.
Физкультминутка (Дети прыгают, как кенгуру).
Педагог: пора нам оправляться дальше… ещё один материк ждёт нас.
Посадка на корабль. Плавание по океану.
Музыкальный фон. Слайд с фото морских просторов.
Педагог: ребята, посмотрите, показались берега.
Кто-нибудь догадался, к какому материку прибыл наш корабль?
Дети: это берега Южной Америки.
Слайд с изображением материка
Педагог: Южная Америка самый дождливый материк. Тут живут весёлые люди, которые носят шляпы сомбреро, играют на маракасах и устраивают множество красочных карнавалов. Предлагаю сойти на берег и присоединиться к ним.
Звучит латиноамериканская музыка.
Высадка на берег. Вливаемся в карнавальное шествие (элементы танца с маракасами).
Педагог: весело, неправда ли? Но мы отвлеклись от главной цели. В Южной Америке живёт самая маленькая птичка, которая умеет летать хвостом вперёд. Кто знает её название?
Дети: колибри.
Слайд на экран
В реках Южной Америки водится зубастая и очень опасная рыба … пиранья.
Всего за считанные минуты стая пираний может обглодать целую корову, оказавшуюся в воде.
Если мы продвинемся чуть дальше, на север, то попадём в Северную Америку. Тут часто случаются ураганы и тайфуны. Так же знаменит этот материк каньонами.
Слайды на экран
Ещё, здесь есть водопад, который меняет своё направление.
Это Ниагарский водопад.
Педагог: Ещё в лесах Северной Америке живут медведи гризли, ленивцы, дикобразы…
В Америке люди всегда передвигались на лошадях, да и сейчас устраивают скачки. И, раз уж мы здесь, давайте тоже поучаствуем в скачках.
Проводится эстафета 2мя командами. На лошадях (игровой материал) каждый участник команды должен доскакать до цели, набросить лассо (кольцо) и вернуться в команду, передав эстафету следующему.
Педагог: Ай, да, молодцы! Настоящие ковбои! Но, как ни хорошо в гостях, а пора нам возвращаться домой, на нашу родную землю – материк Евразия.
Посадка на корабль. Морской путь по Атлантическому океану. Музыкальный фон
(детская песня «Синяя вода»). Слайды на экране.
Прибытие корабля к берегам Евразии. Высадка на родной берег.
Педагог: вот, мы и дома. А, чтобы у нас в памяти осталось наше сегодняшнее путешествие, давайте вспомним и начертим маршрут нашего кругосветного путешествия.
Дети двумя командами, чертят (отмечают стрелочками направление) маршрут движения корабля на заранее заготовленных географических картах земного шара.
Педагог: Ребятки, наш досуг окончен. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно.