Наталья Квартина
Интеллектуальный марафон «Звёздный час» для подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
Цель:
Создание условий для обобщения и систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать закреплению полученных знаний и умений.
Закрепить знания об арифметических действиях, геометрических фигурах, представлениях о свойствах предметов, измерении условной меркой, решении задач.
Публикация «Интеллектуальный марафон „Звёздный час“ для подготовительных групп» размещена в разделах
Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, внимание умение вести диалог, активизируя свой личностный опыт.
Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции, целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием.
Воспитывать дружеские отношения, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
картины с временами года, картинки с предметами
(яйцо, телёнок, кирпич, девочка, ткань, жёлудь, мука, семечки, клубок,
(лист бумаги, доска, карман, яблоко, пуговица, лампочка, сахар, корень, лепесток, (карандаш, полотенце, папа, мороженое, книга, мама, лист с геометрическими фигурами, линейка, рулетка, сантиметровая лента, музыка, проектор, ноутбук.
Раздаточный материал:
Карточки с цифрами 1-10, игровизоры, водный маркер, 10 разных предметов в роли условной мерки: тетрадь, книжка, полоска, клей-карандаш, ручка и т. д.
Ход проведения:
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, какие места на нашей планете можно назвать удивительными и почему?
- Скажите, а наш детский сад можно назвать удивительным и необычным?
- Конечно, потому у нас сегодня проходит необычное мероприятие - интеллектуальный марафон. Как вы думаете, что это такое?
Интеллектуальный марафон – это интеллектуальное соревнование, позволяющее выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора! (звучат фанфары)
- Ребята и гости, я рада вас приветствовать на нашем интеллектуальном марафоне «Звёздный час»
Педагог:
- Представляю вам участников ---
- Представляю вам наше жюри – сегодня это, ребята, ваши будущие учителя---
Педагог:
- Ребята, а сейчас я вам расскажу правила нашего марафона :
- Если хотите ответить, то поднимайте руку, не кричите, ответ не будет оцениваться. Если члены команды не дают ответ, то ей может помочь команда болельщиков. За каждый правильный ответ член команды получает звезду в свой накопительный звёздный банк, который будет находиться у жюри, и вы, ребята, его пока видеть не будите, только по окончанию игры жюри посчитает все звёзды игроков и назовёт имена победителей. Всё вам понятно?
Итак, мы начинаем! Сначала для вас разминка.
Разминка 1 «Назови наоборот»
Медведь большой, а мышка… Подушка мягкая, а скамья …
Чай горячий, а лед… Враг злой, а друг …
Река широкая, а ручеек… Куст низкий, а дерево…
Буратино веселый, а Пьеро…Зима холодная, а лето …
Груша сладкая, а лимон …Башня высокая, а сарай.
Платье чистое, а ботинки….Баба яга старая, а Алёнушка…
Молодцы!
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
Разминка 2 «Отгадай загадку»
1. Пять братьев - у всех одно имя, годами равные, ростом разные. (Пальцы)
2. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
3. В году у дедушки - четыре имени. Что это? (Зима, Весна, Лето, Осень)
4. Два берёзовых коня по снегам несут меня (Лыжи).
5. Братцев этих ровно семь, вам они известны всем (Дни недели)
6. Четыре ушка, два брюшка. Что это? (Подушка)
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри.
1. задание «Отвечай - не зевай!»
В этом задании вам необходимо показывать карточками свой ответ
1) игра «Соседи числа» (2,4,6,8)
2) игра «Состав чисел» (7, 8, 9)
3) Какое число меньше числа 4 на 1… больше 6 на 2…меньше 7 на 1. больше 8 на 1.
4) Назовите сказки, в названии которых есть число.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
2. Задание «Когда это бывает?»
Первый файл
1. Небо часто закрывается облаками. Птицы готовятся к отлету. Улетают ласточки, в шумные стаи собираются скворцы, летят караваном журавли.
2. С наступлением холодного времени люди закрывают окна, начинают отапливать дома, надевают шубы, пальто с меховым воротником, теплые шапки, варежки.
3. Все ярче и ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели грачи, торопятся поправлять свои гнезда.
4. Раздаются крики и смех ребят. Кто-то купается в речке, кто-то набрал кузовок спелой земляники. А девочка несет букет ромашек для мамы.
С какого времени года начинается календарный год?
Назовите порядок времён года;
назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
3. Задание для болельщиков «Что будет потом?»
Сначала…потом…
Второй файл
Яйцо, теленок, кирпич, девочка, ткань, жёлудь, гусеница, мука, семечки, клубок.
Вручается звезда самому активному болельщику
4. Задание «Кто я, где я?»
Третий файл
Загадки про геометрические фигуры.
В нем четыре стороны, меж собою все равны.
С прямоугольником он брат, называется. КВАДРАТ
Три стороны и три угла. И знает каждый наш дошкольник:
Фигура называется, конечно,. ТРЕУГОЛЬНИК
Нет углов у меня и похож на блюдце я, на медаль, на блинок,
Людям я старинный друг. Называют меня … КРУГ
Вы подумайте, скажите. Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные равны. ПРЯМОУГОЛЬНИК
Треугольник с полукругом круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез, уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут, как теперь его зовут: ОВАЛ
Встал квадрат на уголок –ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять. Как теперь его назвать? РОМБ
Треугольник сунул нос в реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! – Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего, как теперь зовут его: ТРАПЕЦИЯ
Шесть тупых углов внутри на фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата получили его брата.
Слишком много здесь углов, ты назвать его готов: МНОГОУГОЛЬНИК
Отгадывая загадки, дети называют точное расположение всех фигур на картинке, которое они видят на проекторе.
Правый верхний угол - треугольник, левый верхний угол- квадрат,
правый нижний угол – трапеция, левый нижний угол – овал,
В середине листа – прямоугольник, над ним – ромб, под ним – круг.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
5. Задание «Минутка для шутки»
1. Сколько утят вывел селезень, если он снес пять яиц? (нисколько)
2. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе (-)
3. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? (нисколько)
4. Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется? (никому, петухи не несут яйца)
5. У одного человека спросили: «Сколько у вас детей?». Он ответил: «Трое сыновей и у каждого есть одна сестра». Так сколько же всего детей, догадались? (4)
6. У бабушки Даши – внук Паша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько у неё внуков? (один внук Паша)
7. Саша сидит в самолете. Впереди него машина, сзади – лошадь. Где находится Саша? (катается на карусели).
8. Алёна сидит, когда она встанет и уйдет, ее мама так и не сможет сесть на ее место. Где сидит Алена? (у мамы на коленях).
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
- А теперь вопрос к нашим гостям и жюри:
---Что все дети на земле делают одновременно? (взрослеют)---
Физкультминутка (не оценивается звездой)
-Ребята, сейчас заиграет музыка, сможете ли вы передать её характер движениями? Попробуйте!
1) вальс ; 2) рок -н- ролл; 3) марш ; 4) полька; 5) диско
6. Задание «Подскажи словечко»
• У сапога всегда есть: карманы, подошва, пуговицы, воротник.
• В Антарктиде живут: белка, сова, пингвин, верблюд.
• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
• Время суток: год, месяц, вечер, понедельник.
• У дерева всегда есть: иголки, корень, шишки, дупло.
• Времена года: август, осень, суббота, неделя.
• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, машина мчс.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
7. Задание «Волшебные мерки»
- Ребята, зачем нам нужны линейки, рулетки, сантиметровые ленты?
Что можно измерить линейкой, рулеткой, сантиметровой лентой?
Почему высоту дома не измеряют линейкой? А обхват талии?
А если у вас нет под рукой этих предметов, чем можно померить длину или ширину какого либо предмета? (условная мерка)
Возьмите каждый себе любую условную мерку на выбор и измерьте высоту стула. Сколько у вас получилось? Почему у всех вас получилось разное количество мерок?
(Чем меньше мерка, тем больше их количество)
8. Задание «Часть и целое»
Четвёртый файл
Педагог показывает детям часть предмета, а дети называют этот предмет (может быть несколько предметов, например:
лист бумаги (альбом, дощечка (стул, карман (платье, яблоко (сок,
пуговица (рубашка, лампочка (светильник, перо (птица, сахар (конфета,
корень (дерево, лепесток (цветок) и т. д.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
9. Задание «Что это?» для болельщиков
Пятый файл
Угадай, о чём идёт речь?
Зелёный, длинный, деревянный, острый (карандаш)
Мягкое, разноцветное, приятное, чистое (полотенце)
Высокий, умный, сильный, весёлый (папа)
Вкусное, холодное, ароматное, маленькое (мороженое)
Интересная, большая, красочная, бумажная (книга)
Добрая, красивая, любимая, родная (мама)
Самому активному болельщику передаётся звезда от жюри
10. Задание «Заморочки из бочки»
Я сижу, едва не плача, очень трудная задача!
Педагог:
-Какие математические знаки мы используем в задачах? (+ и -)
-Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (6) Пять весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (3)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их(8) Восемь гусей пустились в путь.
Три решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (5)
Решение задачи дети записывают на игровизорах.
В банк самого активного игрока передаётся звезда от жюри
- Дорогие ребята и взрослые, наш марафон подошёл к концу. Ну что вы согласны со мной, что наша деятельность сегодня была необычная? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
А сейчас жюри огласит ваши результаты.
Итак, самым активным и умным сегодня становится--- Ребята, вы все молодцы, всех поздравляю! Спасибо!