Инна Пархоменко
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Публикация «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, помогает упорядочить и осмыслить мир, развивает логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции; формирует настойчивость, терпение, волю.
Поэтому для меня важно, чтобы воспитанник в детском саду развивался всесторонне. Учитывая, что важным средством формирования мыслительной деятельности дошкольника, его интеллекта, является игра, мною были изучены и подобраны инновационные методы работы с детьми.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к мнению, что наиболее эффективным средством, способствующим развитию мыслительной активности дошкольников, являются палочки Кюизенера.. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. ; способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. О
В старшем возрасте я провожу занятия со всей группой. В работе помогают пособия Е. Н. Пановой «Дидактические игры-занятия в ДОУ», В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбомы «На золотом крыльце», «Дом с колокольчиком», «Кростики», в которых содержится ряд заданий для самостоятельной деятельности детей. Мною созданы картотеки «Игры и занятия с палочками Кюизенера», «Подвижные игры с палочками Кюизенера». Для педагогов ДОУ провела мастер-класс «Цветные палочки Кюизенера», что позволило заинтересовать данной технологией и внедрить в работу каждого воспитателя.
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.
В своей работе я активно использую и игры Никитина, которые позволили создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта : развить внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
А математический планшет - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.
Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок «рисует» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т. п. Ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.
Развивая способности детей уже с младшего возраста, используя современные технологии обучения, интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.