Балобанова Елена
Консультация для родителей и педагогов «Приобщение дошкольников к детской литературе посредством народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение - это окошко, через которое
дети видят и познают самих себя.
В. А. Сухомлинский
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни человека. В связи с этим принижается роль чтения. Проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Президент России В. В. Путин отметил, что "мы подошли к критическому пределу пренебрежения чтением и из читателей превратились в бездумных потребителей информации, 65% жителей России не читают книг".
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Приобщение дошкольников к детской литературе посредством народных сказок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Книга как для взрослого, так и для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место в жизни человека.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие, духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Но, к сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. И задача нас, взрослых, - открыть ребёнку то чувство, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Поэтому главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать
художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, много внимания посвятивший сказке и ее значении для ребенка, считает именно сказку наиболее подходящей для восприятия ребенком, причем именно народную (фольклорную сказку). Так как простой язык этой сказки понятен ребенку, герои немногочисленны и максимально упрощены. Сюжет сказки максимально прост, понятен. Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней ярко выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Народные (фольклорные) сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка, по определению М. Горького, - "образец национального искусство". "Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времён и народов", – писал Л. Н. Толстой. Сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного. Сухомлинский говорил, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа… Идет воздействие народной сказки и на душу ребенка…Каждое слово сказки – как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе – игра творческих сил народного духа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ…
Очень красив язык народных сказок : он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений, много пословиц и поговорок, метких и поучительных. Слушая сказку ребенок усваивает народную речь, отдельные слова и выражения (знакомятся с новыми словами, например, ухват, веретено, пастбище и др., а так же знакомятся с удмуртским героями сказок (Кощей - Бессмертный, Баба-Яга, Лопшо - Педунь, Инмар, Палэсмурт и др.)
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Велика роль сказки в развитии ребенка (обучающая, развивающая, воспитывающая). Поэтому следует знакомить дошкольников со сказками других народов, подчеркивая общую направленность сказок на победу добра над злом; на справедливость, когда герой получает заслуженную награду; на патриотизм, т. к. в сказках герой защищает свою Родину, свою семью; на дружбу, когда на помощь приходят друзья; на нравственность, т. е. лучшие человеческие качество. М. А. Шолохов отмечал, что "в мысли сказки отразился ум народа, отложились его история, быт, мировозрение". Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
Через сказку легче всего объяснить ребё нку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Восприятие сказки способствует повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем.
Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции обычаи. Вот почему семейное чтение - самый доступный и короткий путь при общении детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Я. Корчак отметил: <Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души>.
Анкетирование с родителями показало, что семейное чтение занимает далеко не первое место в жизни дошколят. В связи с этим было разработано перспективное планирование по работе с родителями и детьми, были поставлены задачи:
1. Создание условий для повышения роли литературы в развитии ребенка. Формирование у ребенка мотивации к чтению.
2. Популяризация традиций семейного чтения среди родителей дошкольников, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка.
3. Консолидация и кооперация руководителей детского чтения (воспитателей, родителей, библиотекарей) по обогащению представлений об окружающем мире через книгу и чтение.
Были использованы различные формы, методы и приемы работы с родителями и с детьми.
Формы работы с родителями включают :
- изучение опыта семейного чтения;
- консультации;
- родительские собрания;
- папки-передвижки, содержащие советы родителям;
- участие в литературных конкурсах, выставках, досугах;
- создание фотоальбома "Семейное чтение";
- создание сборника сказок "Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок" и др.
Была проведена интересная и разнообразная работа с детьми дошкольного возраста, которая началась с посещения детской библиотеки города. Детей познакомили с абонементом, читальным залом и была проведена викторина по сказкам. Традиционным в детском саду является оформление уголков чтения, где проходят тематические выставки (сказки народов мира).Создание "Книжкиной больницы" в группе помогает привить ребенку бережное отношение к книге. Интересными для детей являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных народных сказок. Еще одной формой приобщения детей к сказкам является раскрашивание сказочных героев, дидактические игры (настольные, словесные, разучивание пальчиковых игр с героями сказок, отгадывание загадок, обыгрывание сказок в настольном театре. Наиболее интересной формой работы по приобщению детей к чтению (народным сказкам) являются театрализация сказок разных народов, игры-викторины по народным сказкам, сказки, сочиненные детьми.
Главный результат проведенной работы в том, что, несмотря на засилье видеотехники, дети не потеряли интереса к книге (народным сказкам) : они любят их, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями, посещают городскую детскую библиотеку. Надеюсь, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь, а родители в этом помогут.
Используемая литература :
1. "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №3/март-2009г. -с. 54
2. Журнал "Дошкольник"/"Впустим книгу в наше сердце", №2-2013г. -с. 14
3. Интернет - ресурсы.