Папки-передвижки

Интеллект-карты как средство развития речи старших дошкольников

Наталья Лаврентьева
Интеллект-карты как средство развития речи старших дошкольников

Каждый педагог с внедрением ФГОС в дошкольное образование пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. К началу старшего дошкольного возраста я отмечала следующие недостатки в развитии речи у детей моей группы :

- связные высказывания короткие;

Публикация «Интеллект-карты как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи. Так я открыла для себя новую форму работы в речевом развитии дошкольников - метод интеллект – карт.

История метода.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.

Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями. Интеллект –карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала. Интеллект-карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать, выбирают способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т. п., у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.

Общие требования к составлению интеллект –карты :

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Полезные свойства интеллект-карт :

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в 2018-2019 учебном году, с детьми 5-6 лет. Встал большой вопрос, как ввести в образовательную деятельность карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. На обсуждении с детьми темы «Транспорт» в связи с большим количеством детских предложений, возникла необходимость все зафиксировать на бумаге.

В речевом развитии детей я применяю интеллект-карту в двух вариантах :

1 вариант: Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Дети предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу. Получившийся рисунок наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

Например: мы хотели бы составить карту по теме «посуда».

- Что мы знаем о посуде?

1. Какая она бывает (кухонная, столовая, чайная)

2. Для чего нужна человеку?

3. Из каких материалов изготавливают посуду?

4. Можно ли использовать посуду не по ее прямому назначению? Если да, то где?

- Чего мы еще не знаем о посуде?

1. Когда появилась первая посуда?

2. Из каких материалов делали первую посуду?

3. Какая посуда считается самой надежной и долговечной?

Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

2 вариант: Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект-карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.

К примеру:

1. Изучена лексическая тема (зима, фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.

3. Дети по составленной интеллект-карте составляют рассказ по изученной теме.

В обоих вариантах использования карты, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке-схеме, нарисованной самим ребёнком. В этом случае, разница, определённо, очевидна: ребёнок большей частью опирается на собственные ассоциации, благодаря чему вместе с речью активно развивается мышление.

Рекомендации (из опыта работы) : уверена, самое главное в любой работе с детьми, в том числе, и по данному методу, то, что искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребенка, и не стоит скрывать, если и вы сами что-то узнали или осмыслили впервые.

Кроме этого:

• задавайте больше вопросов;

• обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

• беседуйте по карте;

• составляйте рассказы;

• добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей,

• экспериментируйте, и у вас все получится.

За сравнительно недолгое время использования метода интеллект-карт, я вижу некоторую положительную динамику в речевом развитии моих детей :

• пополняется словарный запас;

• улучшается лексико -грамматическая структура речи;

• дети более связно, последовательно излагают свои мысли, рассказывают о событиях из окружающей жизни. С помощью интеллект-карты дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. По их собственным словам, это отличный помощник тогда, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации.

Таким образом, считаю, что применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт ощутимые положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а следовательно, и связной речи.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс создания интеллект-карты на тему «Животные Красной книги Пермского края»Мастер-класс создания интеллект-карты на тему «Животные Красной книги Пермского края» Летом экологическое воспитание дошкольников особо актуально. В нашем детском саду идет работа над экологическим проектом на тему: "Твой.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллект-карты как средство развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 13:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллект-карты как средство развития речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД