Галина Герасимова
Интегрированный подход в рамках здоровьесберегающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Анкетирование родителей, проведенное в школе, показало, что только 11 % респондентов поставили здоровье своего ребенка на первое место среди других человеческих ценностей. Основная масса родителей всячески стремиться оградить своих детей от физических нагрузок, что также не способствует укреплению их здоровья. Кроме того, отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами ЗОЖ. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Публикация «Интегрированный подход в рамках здоровьесберегающей деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения. В последние годы в стране наблюдается тенденция к росту числа детей с функциональными отклонениями состоянии здоровья. Половина из поступающих в школу имеет различные отклонения и низкий уровень физической подготовленности. При выпуске только 20% юношей и девушек могут быть признаны абсолютно здоровыми. У 60% школьников нарушена осанка, половина детей заканчивает школу с ослабленным зрением, третья часть страдает нервно - психическими расстройствами.
Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и в социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного и социального благополучия». Резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. Здоровье или укрепляется, или утрачивается в процессе воспитания в семье и в школе. Но в настоящее время семейное воспитание в нашей стране практически не существует, его нужно возрождать и восстанавливать через механизм истинного воспитания. В школе из базового учебного плана исключено все то, что возвысило человека в эволюции и сделало его целостной, нравственной, творческой и физически зрелой личностью. Поэтому учебный процесс организуется «вне интереса», обучение вне произвольно – волевой сферы, вне переживаний, чувств, положительных эмоций и т. д. хроническая усталость с самых юных лет, неумение правильно отдыхать, постоянное нервное напряжение и школьная перегрузка постепенно, но неотвратимо подрывает здоровье уже в подростковом возрасте. Художественно – эстетическое здоровьесберегающие пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные и образовательные процессы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад.
В 20 веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «изотерапия», «библиотерапия», «сказкотерапия» и т. д. И педагоги, в свою очередь, осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья обучающихся, и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно – воспитательного процесса на здоровье детей и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.
Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействиями с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
В формы и методы, присущие сфере искусства, можно преобразовать достаточно обширную часть учебного материала. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация интереса и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков и мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве. Как известно, младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для развития всех фундаментальных свойств личности – внимания, памяти, мышления. Но в тоже время именно этот возраст является и наиболее опасным для здоровья ребенка.
Важно отметить, что за время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно – двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервно – психических расстройств.
Главной целью является раскрытие особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования – формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса, формирование личности современного школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.
Применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии. Одним из основных направлений работы является сохранение здоровья воспитанников. Большое значение придается физическому развитию детей. Используя широкий арсенал педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики, приобщаю воспитанников к культуре здоровья. Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, национальная борьба. В интернате традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник ЗОЖ, дни здоровья, конкурсы рисунков и плакатов, где воспитанники принимают самое активное участие. Провожу мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлекаю воспитанников в спортивную деятельность.
Заканчивая выступление, хочу предоставить 10 золотых правил здоровьясбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добро!