Елизавета Тимохина
Артикуляционная гимнастика как способ коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, представляю вам материал по логопедии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным и полезным для вашей работы.
Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи. Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как способ коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Старшая группа
- Темочки
Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков. Если здоровье в порядке, воспитатели (педагоги) и родители могут заниматься с ребенком. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.
Полезные советы для педагогов и воспитателей.
Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:
1. Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так чтобы ребенок заинтересовался.
2. Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
3. Пока ребенок еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятии
Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно.
Основные правила артикуляционной гимнастики:
1)Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2)Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз. Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
3)В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным. Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока ребенок сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
4)Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
5)Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
6)Ребенок должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо педагога, воспитателя или родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
8)Педагог или воспитатель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.
Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут.
Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет
И делать это можно с помощью таких упражнений:
1. «Заборчик».
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге как заборчик. Про себя говоришь «И». Удержать под счет от 1 до 10.
2. «Парус».
Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.
3.«Маляр».
Ребенок должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.
4.«Индюк».
Ребенок должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.
5.«Чашка».
Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.
6.«Варенье».
Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности ребенка его губу действительно можно измазать в варенье.
7.«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.
8.«Лошадка». Ребенок должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
9.«Грибок». Ребенок должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
10.«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.
Артикуляционная гимнастика для детей от 6 лет
Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений.
Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:
1.«Кролик».
Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
2. «Пятачок».
Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
3. «Рыбка».
Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
4. «Злая лошадка».
Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
5. «Кошечка».
Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
6. «Покалывание».
Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.