Прохоренко Анна Александровна
Музыкальные подвижные игры для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Д/и «Три медведя» (IIIвариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки, карточки с изображением трех медведей и кружочки-фишки.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
Публикация «Музыкальные подвижные игры для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение). Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и «Удивительный светофор» (IIвариант)
Цель: учить детей различать жанры, характер музыки.
Материал: фланелеграф, большой светофор. Внутри кружочков-фонарей на светофоре дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки.
Ход игры
Музыкальный руководитель : (показывает большой светофор)
Вот горит светофор, с ним дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.
Д/и «Музыкальное окошко» (IIIвариант)
Цель игры : учить определять высоту звучания голоса и узнавать музыкальный инструмент.
Материал: домик, фигурки животных, музыкальные инструменты.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и при помощи музыкальных инструментов озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.
Д/и «Солнышко»
Цель игры : определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане.
Материал: Фланелеграф, нотки солнышки.
Ход игры:
Жило было солнышко, встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (напевают произвольно)
Я солнышко лучистое, очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться
Говорят:
Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать.
Я нашла маленькое солнышко, вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети повторяют, пропевают. Вызывается ребенок и находит следующее солнышко. Игра повторяется пока все знакомые нотки не окажутся на своих линейках.
Д/и «Веселые гудки» (IIIвариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода, карточки и по три полоски из картона: широкие – долгий звук, узкие – короткий.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте тоже его по приветствуем хлопками.
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
Д/и «Цветик – семицветик»
Ход игры
Цель: Развивать музыкальную память и музыкальный слух.
Материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы.
Например:
1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский)
2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский)
3. «Болезнь куклы» (П. И. Чайковский)
4. «Новая кукла» (П. И, Чайковский)
5. «Шествие гномов» (Э. Григ)
6. «Дед мороз» (Р. Шуман) и др.
Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок берет один лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыкального произведения, его жанра.
Д/и «Домик крошечка»
Цель: закреплять знания детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз, развивать звуковысотный слух.
Материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака птичка.
Ход игры
Стоит в поле теремок, теремок
Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем.
Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, теремок,
Будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу : «По ступенькам я иду…», затем стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом.
Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонажи спускаются по ступенькам и поют: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допивает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Д/и «Сладкое дерево»
Цель: закреплять знания о длительности звука.
Материал: игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности, металлофон, карточки и полоски из картона: широкие – долгий звук, узкие – короткий.
Ход игры
На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.
Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.
Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».
Посмотрите, наши детки –
Это сладкие конфетки.
Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.
Д/и «Поможем Дюймовочке»
Цель: Закреплять пройденный материал.
Материал: куколка – Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание и нарисованный эльф.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Ребята, вы помните чудесную сказку про Дюймовочку? (Дети отвечают). Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть мы найдем ее там внутри? (раскрывают лепестки вынимают куколку). Вот и она! Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Переворачивая каждый цветок, детям предлагается исполнить знакомый танец, песню, оркестровое произведение или стих. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе из них принца.
Д/и «Музыкальные птенчики»
Цель игры : закреплять знания детей о высоте звука, знание о нотах, развивать детское творчество.
Материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички, набор шапочек для птичек.
Ход игры:
Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети поют хором:
Мы птенчики веселые умеем мы летать
И с веточки на веточку нам весело порхать.
1 вариант. Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом:
А мамочка волнуется лети-ка птенчик вниз!
Спою я колыбельную, а ты уснешь малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами:
Не хочу к тебе лететь
Буду здесь я песни петь.
2 вариант. Выбирается мама-птичка м птенчики. Дети птенчики поют свою песенку и раскладывает изображения по верхним веткам дерева, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д.
Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (название нот) птенчиков и возвращают их на веточки.
Д/и «Волшебная дудочка»
Цель: закреплять знания детей о музыкальных инструментах, развивать песенное творчество
Материал: коробка с цветными шнурками, карточки с изображением музыкальных инструментов и дудочек разных цветов.
Ход игры
Карточки разложены рубашкой вверх. Ребенок выбирает одну любую закрытую карточку и переворачивает ее. Если на карточке изображен музыкальный инструмент, ребенок должен его назвать. Если на карточки изображена дудочка, то попросите ребенка назвать ее цвет и «сыграть» на ней. Ребенок должен напеть какую-нибудь знакомую мелодию, песенку или придумать ее сам. При этом из коробки достает шнурок-змейку под цвет дудочки.
.
Д/и «Сказочный мир балета» (лото)
Цель: закреплять знания детей знакомить о героях и содержании балетов на сказочные сюжеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).
Материал: большие и маленькие карточки с изображением героев балета.
Ход игры
1. Вариант
Большие карты раздаются детям, маленькие у ведущего. Ведущий показывает детям по одной карточки. Дети должны назвать героя и балет. Тот, кто найдет у себя этот персонаж на большой карте, закрывает его маленькой.
2. Вариант
Большие карты раздаются детям, маленькие карточки выкладывают в середину картинками вверх. Ведущий рассказывает содержание балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». После предлагает играющим найти у себя на картах герое этого балета и закрыть их карточками. После этого игроки по очереди называют персонажей балета. Аналогично обыгрываются герои других балетов.
Д/и «Путешествие на поезде»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: свисток
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. У ведущего – взрослого есть свисток. Ведущий начинает «путешествие на поезде» отбивая ладонями характерный ритм «чух-чух-чух». Дети присоединяются к нему. Ведущий отбивает ритм вначале медленно, затем убыстряя. Когда поезд достигает максимальной скорости, ведущий свистит в свисток и. Свист означает, что поезд должен так же равномерно сбавлять скорость и в конце концов остановится.
Д/и «Музыкальные инструменты» (лото)
Цель: Знакомить с семействами музыкальных инструментов, их внешним видом и названиями, обогащать словарь.
Материал: Большие карточки с изображением музыкальных инструментов, маленькие карточки с изображением тех же музыкальных инструментов, наградные карточки с призовыми местами.
Ход игры
1. Вариант
Ведущий берет себе маленькие карточки, большие раздаются между участниками. Ведущий достает одну из маленьких карточек, называет музыкальный инструмент изображенный на ней. Тот из игроков кто нашел у себя этот инструмент берет себе карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою большую карту.
2. Вариант
Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из тех музыкальных инструментов, которые изображены на его карте. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Тот, кто отгадал загадку, получает приз (маленькую карточку с изображением музыкального инструмента).
Д/и «Три кита» (лото)
Цель: развивать представление о трех основных жанрах музыки, учить определять жанр музыки и называть его.
Материал: 6 больших карт с черно-белым изображением разных жанров. Маленькие цветные карточки с изображением тех же жанров.
Ход игры
Большие карты раздаются детям. Маленькие – ведущему. Ведущий выбирает наугад одну из карточек и показывает ее игрокам. Игроки сравнивают цветное изображение карточки с черно белым рисунком на своей карте, называют жанр и вид музыки, выкладывают на большую карточку.
Д/и «Передай ритм»
Ход игры
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник передает ритм хлопая в ладоши.
Д/и «Прогулка» (II)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры
Дети рассаживаются полукругом
Музыкальный руководитель : Сейчас, дети, мы с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок) А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (педагог частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать (молоточек ударяет быстро, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень (педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстрые и ритмичные удары молоточком).
В игре может принимать участие как и подгруппа, так и вся группа.
Далее дети выкладывают широкие и узкие карточки (короткие и длинные звуки)
П/и «Кто уснул под дубком»
Цель: развивать динамический слух.
Ход игры
Дети стоят в одном конце зала, ребенок – медведь сидит на стульчики в другом. Дети поют громко:
Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Дети прикладывают палец к губам и произносят:
Тс-с-с!
Дети идут на носочках к медведю и поют тихо:
Ой, тише! Не шуметь!
Может это спит медведь!
Ведущий-взрослый говорит:
Этот гость в один присест
Как проснется, всех поест!
Дети убегают в другой конец зала, ребенок-медведь их догоняет.
П/и «Заинька выходи»
Цель: развивать танцевальное творчество, чувства ритма.
Ход игры
Дети стоят в кругу, ребенок зайчик в центре
Заинька выходи, серенький, выходи
Вот так, вот так выходи
Вот так, вот так выходи
Дети хлопают в ладоши, ребенок-зайчик ходит по кругу
Заинька погуляй
Серенький погуляй
Вот так и вот так погуляй
Вот так и вот так погуляй
Ребенок-зайчик выполняет импровизированные танцевальные движения, дети повторяют
Заинька попляши
Серенький попляши
Вот так и вот так попляши
Вот так и вот так попляши
П/и «Кошка и мышки»
Цель: развивать имитационные движения, быстроту реакций.
Ход игры
Ребенок-кошка сидит в стороне.
Дети-мышки идут по кругу взявшись за руки
На скамейки у окна улеглась и дремлет кошка
Вот теперь мышам раздолье
Быстро вышли из подполья
Разбрелись все по углам
Тащат крошки тут и там
На проигрыш дети-мышки бегают по залу, играют.
Мышки присаживаются на корточки, кошка ходит между ними делая плавные движения руками перед собой.
Кошка глазки открывает
Кошка спинку выгибает
Коготочки распускает
Мышек всех пугает
Прыг, прыг побежала
Мышек разогнала
Кошка догоняет мышек, те убегают на стульчики
П/и «Кто скорей возьмет грибок»
Цель: развивать быстроту реакций.
Ход игры
Дети идут по кругу взявшись за руки и поют.
В центре круга лежат игрушечные грибы, на один меньше чем играющих.
После исполнения последней строчки дети поднимают грибы. Тот кому не досталось – выходит из игры.
Мы идем, идем, идем
Мы грибы сейчас найдем
Под листочком, под травинкой
На пенечке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай
И быстрей его хватай.
П/и «Пугало»
Цель: развивать диатонический слух.
Ход игры
Дети идут по кругу и громко поют
Ребенок-пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Огурцы нам пугало рвать с грядки не велит.
Дети идут на носочках в рассыпную по залу, изображают как рвут огурцы и поют тихо
Мы тихонько подойдем
И огурчиков нарвем
Ребенок-пугало громко поет
Огурцы нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять
Дети убегают на стульчики, ребенок-пугало их догоняет.
П/и «Оркестр»
Цель: развивать тембровый слух.
Материал: детские музыкальные инструменты.
На стульчиках разложены разные музыкальные инструменты, на один меньше, чем количество участников. Дети под веселую музыку бегают по залу, танцуют. Как только музыка закончилась, каждый ребенок должен сесть на стульчик и взять музыкальный инструмент. Ребенок, которому не досталось становится дирижером. Дети играют на музыкальных инструментах, а ребенок стоит перед ними и дирижирует. Затем игра повторяется заново.
П/и «Солнечные зайчики»
Цель: развивать творческую активность, быстроту реакций.
Ход игры
Дети идут по кругу и поют, в центре круга стоит ребенок-солнышко
1. Мы солнечные зайчики, озорной народ
Мы с солнышком - весёлнышком
Водим хоровод.
Дети стоят на месте, выполняют движения по выбору
2. То убежим, то спрячемся
Нас просто не унять
Эй, солнышко – весёлнышко
Попробуй нас догнать
Дети бегут в заранее отведенное место, ребенок – солнышко их догоняет.
П/и «Грибники и грибочки»
Цель: развивать танцевальное творчество.
Ход игры
На проигрыш мальчики строятся в колонну в стороне от девочек.
Девочки бегают на носочках по залу
Мы грибочки, мы грибочки
Дружно встали на пенечке
Спрятаться нам нужно
Сядем в травку дружно
На проигрыш девочки останавливаются и присаживаются
Мальчики идут между девочками
Грибники мы, грибники
Ох, корзины велики
Попадется гриб на ножке
Мы кладем его в лукошко!
Мальчики останавливаются возле девочек, девочки поднимаются. Исполняется свободная пляска.
П/и «Заморожу»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры
Ой, что за народ
За морозом идет
Дед Мороз
Дед Мороз
Ты нам щечки не морозь
Ты нам щечки не морозь
Ой, что за народ
За морозом идет
Дед Мороз
Дед Мороз
Ты нам носик не морозь
Ты нам носик не морозь
Ой, что за народ
За морозом идет
Дед Мороз
Дед Мороз
Ты нам ручки не морозь
Ты нам ручки не морозь
Ой, что за народ
За морозом идет
Дед Мороз
Дед Мороз
Ты нам ножки не морозь
Ты нам ножки не морозь
Идут по кругу взявшись за руки
3 раза грозят пальчиком
3 раза хлопают
прихлопывают ладошками по щекам
Идут по кругу взявшись за руки
3 раза грозят пальчиком
3 раза хлопают
Держаться за нос
Идут по кругу взявшись за руки
3 раза грозят пальчиком
3 раза хлопают
Качают ладошками вправо-влево
Идут по кругу взявшись за руки
3 раза грозят пальчиком
3 раза хлопают
Топают поочередно ногами
П/и «Снеговик»
Цель: развивать чувство ритма, ритмичность движений.
Ход игры
Дети идут в хороводе, в центре стоит ведущий-снеговик
На дворе мороз
Белый снег лежит
Наш веселый снеговик
За окном стоит
Дети держаться за носик
У кого красный нос?
У снеговика!
Имитируют постукивания метлой
У кого метелка есть?
У снеговика!
Выполняют пружинку
У кого одежды нет?
У снеговика!
Хлопают в ладоши
Он мороза не боится
Очень этим он гордится
Под быструю музыку дети разбегаются, а снеговик ловит их и замораживает (ребенок замирает на месте)