Инна Мархай
Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
социально-коммуникативное и познавательное развитие
«В гостях у сказки»
(по мотивам сказки В. И. Даля «Война грибов с ягодами»)
интегрированное занятие в средней группе
Цель: познакомить детей с творчеством В. И. Даля с помощью художественного слова, обогащать активный словарь в процессе опытно-экспериментальной деятельности, а также развивать мелкую моторику рук при конструировании из бумаги.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
1. Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.
2. Учить правильно отвечать на вопросы по содержанию сказки полными предложениями; совершенствовать умение использовать разные части речи (прилагательные и существительные) в соответствии с их значением.
3. В опытно-экспериментальной деятельности учить наблюдать, делать выводы и обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость.
Развивающие:
1. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, развивать речь как средство общения.
2. Развивать мыслительные способности.
3. Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности (речевой, познавательной, опытно-экспериментальной).
Воспитательные:
1. Вызвать положительный отклик на героев прочитанной сказки.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Вызывать интерес к поисковой деятельности.
Коррекционные:
Способствовать развитию познавательных процессов. Учить излагать свои мысли связно, со словесной завершенностью.
Словарная работа:
Прет-растет, пригнетем-прижмем, короб - большая корзина, кадушка - небольшая кадка или небольшое деревянное ведерко, бурачка - корзина с крышкой из бересты – березовой коры, кузовок-корзинка, вязанка грибов – грибы, собранные, как бусинки на ниточке.
Предварительная работа:
Знакомство детей с названиями грибов и рассматривание их на картинках, загадывание детям загадок про грибы и ягоды, внесение новой сказки «Война грибов с ягодами» в уголок книги, просмотр презентаций о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, дидактические игры «Узнай по описанию», «Приготовь вкусное из грибов и ягод»
Методы и приемы:
Игровой, словесный, наглядный, практический, сюрпризный момент, поощрение, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование:
Книга «Война грибов с ягодами», портрет В. Даля, словарик, грибочки в корзиночке, цветная коричневая бумага, полянка из зеленой бумаги, заготовки-ножки для грибов, мешочек с камешками, миска с водой.
План НОД
1. Вводная часть
Организационный момент.
Сюрпризный момент
2. Основная часть
Чтение сказки
Беседа по содержанию
Работа со словариком «Война грибов с ягодами»
Физминутка
Опытно-исследовательская деятельность
Конструирование грибной поляны
3. Заключительная часть
Обобщение воспитателя
Анализ своей работы детьми
Ход НОД
1. Вводная часть
Дети становятся в круг вместе с воспитателем для приветствия.
В: Ребята, я пришла утром на работу и увидела вот эту корзинку. Что же там внутри, давайте проверим.
Дети передают корзинку по кругу, опускают внутрь руку, обследуют содержимое корзинки и передают дальше.
В: Дети, вы догадались, что внутри корзинки? (Внутри корзинки - грибы (плоскостные)
2. Основная часть
В: Вы хотите попасть в сказочный лес и познакомиться с той сказкой, в которой были собраны эти грибочки?
Дети: Да
В: Ну тогда слушайте и смотрите.
Воспитатель одевает платок на плечи, звучит русская народная мелодия «Полянка»
В: Сказка называется «Война грибов с ягодами». А написал ее Владимир Иванович Даль. (показываю портрет писателя)
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опё нки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли: сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
В: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: - Да
В: Кто вспомнит, как называется сказка?
Дети:- «Война грибов с ягодами»
В: В какое время года грибы затеяли войну с ягодами?
Дети: -Летом
В: Правильно, ребята, летом, красным летом.
В: Кто вспомнит, как зовут главного гриба?
Дети: -Гриб-боровик
В: Какие грибы звал с собой на войну гриб-боровик?
Дети: -Волнушки, опята, сморчки, грузди
В: А какие грибы согласились с ним идти?
Дети: -Грузди
В: Кто пришел в лес с коробом в лес и увидел так много грибов?
Дети: -тетка Варвара
В: Что сделала тетка Варвара, когда принесла все грибы домой?
Дети:- разобрала их по родам и засолила
В: А что тетка Варвара сделала с грибом-боровиком?
Дети: - она его засушила в вязанке и продала.
В: Ребята, скажите мне, а гриб-боровик, правильно поступал что звал грибы на войну?
Дети: -нет
В: А почему не надо звать никого на войну?
Дети: -Война- это плохо, воевать ни с кем ни надо
В: Правильно, молодцы, ребята, надо жить всегда дружно и ни с кем не ругаться им не ссориться.
Работа со словариком «Война грибов с ягодами». Дети знакомятся и сравнивают иллюстрации к сказке с фотографиями грибов в природе, при этом знакомятся с новыми словами и их понятиями.
Физкультминутка
В: Ребята давайте с вами немного отдохнем.
Солнечным погожим днём мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки. (Ходьба по кругу.)
Вот хорошая тропинка! (развести руки в стороны)
Соберё м мы здесь грибы: опята, боровики. (наклоны вниз)
А вокруг так интересно (потягивание, руки вверх)
вот и ягоды нашлись: (вытягиваем руки вперёд)
земляника и черника, кисловатая брусника. (наклоны вниз)
Всё с собою заберём и домой унесём. (руки развести в стороны и сомкнуть пальцы рук в замок, имитируя большую корзину)
Вот мы шли – шли – шли и домой пришли. (ходьба по кругу)
В: Ребята, назовите, какие грибы встречались в сказке? (Грузди, волнушки, сморчки)
Опытно-исследовательская деятельность.
В: (Показываю иллюстрацию грибов груздей). Это - грузди. Хотите узнать почему они так называются?
Воспитатель показывает мешочек с камешками.
В: Что у меня в мешочке? Это камешки (высыпаю на стол). Много камешков вместе-это называется груда. Груда значит крепкие, сильные. Вот и грибы грузди, их название пошло от слова груда.
В: (Показываю иллюстрацию волнушек). Это – волнушки. А почему они так называются? Как вы думаете?
Выставляю на стол миску с водой.
В: Посмотрите, что будет, если бросать камешки в воду.
Дети бросают камешки и наблюдают, как образуются волны.
В: Название грибов волнушек произошло от слова волны. Обратите внимание на картинку волнушек.
В: А теперь давайте узнаем, почему грибы называются сморчки. (Выставляю макет травы (из зеленого картона). Это – полянка. Я приготовила ножки грибов. А вас научу сделать шляпки.
Детям раздаются листы коричневой цветной бумаги.
В: Скажите, какая бумага? (Гладкая, ровная). А теперь давайте ее помнем. Разровняйте бумагу, разгладьте руками. Снова помните. Какой стала бумага? (Неровная, сморщенная) Теперь берем за уголочки и соединяем вместе, вначале два уголка, затем еще два уголка. Соединили все вместе и закрутили крепко. Вот такая получилась шляпка. На какой гриб похож наш грибок? (на сморчок)
Дети вставляют получившиеся шляпки в ножки, и полянка готова.
3. Заключительная часть
В: Дети, что нового мы сегодня узнали? С каким автором и его произведением вы познакомились? Что вам понравилось? Я оставлю в группе у вас книгу, чтобы вы еще раз смогли послушать сказку и посмотреть иллюстрации, я уверена, что вы будете пользоваться книгой так же как я – бережно и аккуратно.