Ведерникова Наталья
Интегрированное занятие «Прялка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вводная часть.
Зал или группа оформлен в виде русской избы
Педагог с детьми заходит в зал, дети встают полукругом.
Педагог (читает стихотворение) :
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Педагог: - А вы знаете почему Русь называли деревянной?
Ответы детей.
Педагог:- Правильно давным – давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома как называются?
(Избами).
Публикация «Интегрированное занятие „Прялка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Педагог: - И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Педагог:- Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами.
(Приглашает детей в избу. Просит оглядеться рассмотреть все предметы быта которые находятся в избе.)
Педагог: - Сейчас я буду загадывать вам загадки о предметах находящихся в избе, а вы должны найти эти предметы и рассказать, зачем они были нужны.
(Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и рассматривают предметы)
Загадки:
1. Стоит ларчик средь избы, в ларчике – золото. Что дают – глотает, зимой ест и фырчит, а летом голодная спит. (печь)
2. Под одной шляпой 4 братца стоят. (стол)
3. Черный конь прыгает в огонь. (кочерга)
4. Рогат, а не бык, хватает, а не сыт. Людям отдает, а сам на отдых идет. Не бык, а рогатый; не ест, а еду хватает; что схватит – отдает, сам в угол идет. (ухват)
5. Маленький Ерофейко подпоясан коротенько, обежал весь городок и прижался в уголок. (веник)
6. Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит – всех приманит. Стоит толстяк, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)
7. Пять-пять овечек стожок подщипали, пять- пять овечек прочь отбежали, пузатый барашек весело пляшет. (прялка, пальцы, веретено)
2. Рассказ о прялке.
Педагог: - Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка.
Педагог: - Прялка была в каждой русской избе.
Педагог: - А кто мне сможет сказать для чего нужна была прялка?
Ответы детей.
Педагог: - Прялка – старинное орудие труда для изготовления ниток.
(Рассматривание прялки и рассказ о ней)
Прялка состоит :
1. Из ЛОПАСКИ (столбик с расширением наверху). Как называется эта часть? (показ).
2. ДОНЦА (сиденья для пряхи). Как называется эта часть? (показ).
Педагог: - Пряха садилась на донце, привязывала к лопаске КУДЕЛЬ (пушистый пучок обработанного льна или шерсти) и одной рукой вытягивала из него нить, а другой крутила ВЕРЕТЕНО (палочку с утолщением в середине).
Педагог: - Нить привязанная к веретену, сильно закручивалась.
Педагог: -Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Удивляешься мастерству простого человека.
Педагог: - Разрисованная ЛОПАСКА становилось украшением дома. В нашей «избе» есть прялка.
Педагог: - Каким узором она украшена?
Ответы детей (гжельским узором).
Педагог: - Правильно прялка украшена Гжельским узором.
Педагог: - Послушайте стихотворение о Гжели:
Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
Педагог: - Давайте с вами отдохнем и сделаем паузу:
Физминутка:
Бабушка Ненила по воду пошла
Полны ведра набрала и в избу их принесла.
Всю посуду перемыла, внукам каши наварила.
Пол в избе подмела и присела у окна.
Было время потрудиться, нам пора повеселиться.
Вот Ненила в пляс пошла нас собою позвала.
Педагог: - Ну вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим беседу о прялке.
Педагог: - Давным- давно гжельскими узорами украшали посуду из глины (кружки, тарелки, горшки, кастрюли и т. д.)
Педагог: - Какие цвета использованы в гжельской росписи? (белый и синий).
Педагог: - Прялка в нашей избе тоже украшена гжельским узором.
Педагог: - Рассмотрите ее внимательно. Сейчас мы с вами тоже будем украшать прялки.
Педагог: - Давайте вспомним какие элементы используются при гжельской росписи?
Педагог достает плакат с элементами росписи дети рассматривают и вспоминают элементы росписи (мазки, бордюры, капельки и т. д.)
3. Рисование. Украшение прялки.
Самостоятельная работа детей по украшению прялки.
Напомнить элементы гжельской росписи.
В ходе самостоятельной работы детей, воспитатель наблюдает за выполнением задания, помогает, подсказывает как лучше украсить прялку.
После завершения рисования воспитатель вместе с детьми возвращается в избу и подводит итог.
4. Подведение итога.
Педагог: - Где мы сегодня с вами побывали?
Ответы : в избе.
Педагог: - С какими предметами быта и труда познакомились?
Ответы детей.
Педагог: - Что нового узнали?
Ответы детей.
Педагог: - Что украшали? (прялку) Каким узором? (гжельским).
Педагог: - Вам понравилось наше занятие?