Карлышева Ольга Александровна
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Как колосок на стол хлебом пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить с детьми представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с мукой.
Создавать условия для открытий новых знаний в исследовательской деятельности.
Учить детей передавать в лепке строение колоса.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- уточнить и закрепить знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.
- уточнить знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна.
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование;
- знакомить детей со свойствами муки;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
- развивать познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь;
- активизировать и обогащать словарь детей;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с мукой, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры», беседа.
Разучивание пословиц о хлебе. Чтение украинской сказки «Колосок», русских народных сказок «Легкий хлеб», «Волчий хлеб», «Как курочка хлеб испекла», «Лисичкин хлеб».
Словарная работа: хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия, ингредиенты, зерновые культуры, сито, мука, колосья, комбайн, элеватор.
Оборудование: презентация, колоски пшеницы, мука, зерна овса и пшеницы, готовое соленое тесто. Плоская тарелка и стакан с водой на каждого ребёнка, ложки (по количеству детей, ситечко, салфетки, стаканчики -2шт. (по количеству детей, дощечка для лепки, маникюрные ножницы (по количеству детей).
Ход содержания:
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
-Сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы занимаетесь, поздороваемся с гостями (дети здороваются)
(Дети, садимся на свои места, спинки выпрямили, слушаем внимательно)
Звук сигнала, сообщение на экране, появляется картинка колоска.
Воспитатель: Посмотрите на экран, слышите звук? Кто у нас сегодня в гостях? Вы его знаете?
Дети: пшеничный колосок.
(Обращение колоска к детям)
Воспитатель: - Дети, к нам за помощью обратился Колосок из украинской сказки. Как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответ детей)
(Показ презентации, беседа с детьми)
Воспитатель: Итак, весной люди подготавливают почву. Сначала выезжает в поле кто? (Трактор). Кто управляет трактором?
Дети: - Трактором управляет тракторист.
Воспитатель: - Верно. Трактор что делает с землёй?
Дети: - Трактор пашет землю
Воспитатель: - А как он это делает? (к трактору прикрепляют плуг, трактор его тянет, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками). Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
Дети: - Нельзя.
Воспитатель: - Конечно, нет. Как вы думаете, что нужно делать? (Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю). Вот только потом можно сеять в землю семена. А как зерно попадает в землю? (Зерно сеют специальные машины) Как называются такие машины?
Дети: - Сеялки.
Воспитатель: - Верно. Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
Дети: - Нужно тепло, свет, вода.
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко?
Отгадайте загадку:
Весь из золота отлит,
на соломинке стоит.
Дети: - Это колосок.
Воспитатель: - Верно. Давайте, рассмотрим колос.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают зерна колоска)
У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их внимательно рассмотрим, определим, как они называются. (Овёс, пшеница).
Воспитатель: - Вот хлеб созрел, колоски пожелтели. Что пора делать?
Дети: - Пора собирать урожай.
Воспитатель: - Какие машины убирают урожай?
Дети: - Комбайны
Воспитатель: - А кто управляет комбайнами?
Дети: - Комбайнёры
Воспитатель: - Верно. Комбайны выполняют несколько работ сразу. Какие работы выполняет комбайн? (большими острыми ножами срезают колосья : молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном) Кто управляет грузовой машиной?
Дети: - Грузовой машиной управляет водители.
Воспитатель: - Кто знает, куда водители увозит зерно?
(если дети затрудняются, воспитатель задаёт другой вопрос)
Воспитатель: - Где зерно хранится?
Дети: - Зерно хранится в зернохранилище.
Воспитатель: - Правильно. Значит куда увозит зерно водитель?
Дети: - В зернохранилище.
Воспитатель: - С зернохранилища зерно везут на мельницу. Что делают с зерном на мельнице?
Дети: - На мельнице мелют муку.
Воспитатель: - Кто работает на мельнице?
Дети: - На мельнице работает мельник.
Воспитатель: - Потом на специальных машинах муку везут на завод.
- Что делают из муки на заводе?
Дети:- Из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.
Динамическая пауза «Посевная»
Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)
И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)
Будет по ветру клониться
Белоярая пшеница (качают поднятыми руками из стороны в сторону)
И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)
И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).
Воспитатель: -Сами попробуем сделать муку из пшеницы, при помощи электрической кофемолки (мелем на кофемолке)
- Рассмотрим муку. Из кофемолки, через сито высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) - Мука сыпучая. Посмотрите, в сите остались отходы от семян- отруби.
Посмотрите и скажите мне какая мука по цвету? ( Ответы детей: не белая)
Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? ( Ответы детей: мягкая, пушистая.)
Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась? (Ответы детей)
А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)
А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий (сортировку, обработку, очищение) и только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто? Что мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто? (Ответы детей.)
Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась)
- Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) - Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Правильно, для того, чтобы из муки получилось тесто, нужно в неё добавить воду, соль, немного сахарного песка, яйцо, все перемешать - и получим тесто.
Из теста пекут хлеб, булочки. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др., кондитерские, макаронные изделия. (Ответы детей).
Воспитатель: - Как называется завод, где пекут хлеб?
Дети: - Хлебозавод
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх).
А потом обмолотили (постукивают кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх).
Воспитатель: - Посмотрите, у нас уже есть готовое тесто, только оно соленое.
Сегодня из соленого теста слепим колосок (готовое тесто желтого цвета) как цвет колоска. У каждого на столе лежит кусочек теста. Возьмите кусок теста в руки, раскатайте ладошками колбаску или скатайте на доске для лепки, длиной 5-7 см. Насаживаем колбаски на зубочистки. При помощи маникюрных ножниц, делаем заусеницы (надрезы). Готовое колоски втыкаем в подготовленную подставку, это и будет наше с вами поле с колосками. (Дети лепят из теста)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами изучили удивительные свойства обычной муки. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое мука? Как она получается?
- Какими свойствами обладает мука?
- Где используется мука?
-Мы много говорили и читали о хлебе, что хлеб надо беречь, в него вложен труд многих людей, выбрасывать его нельзя, если хлеб останется, что с ним можно сделать? (Можно сухарики, а можно покормить птиц.)
- Как вы думаете, удалось нам помочь Колоску и мышатам? Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа? (ответы детей).
- Надеюсь, что мышата поймут, что разбрасывать хлеб нельзя, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный и трудный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Колосок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
Сейчас я предлагаю убрать свои рабочие места и пойти помыть руки после работы с тестом.
Благодарю за внимание!