Галина Ускова
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшей и
подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка» (Лето)
Цель: Продолжать знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов :
художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы „Куклы из бабушкиного сундучка, Лето“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
- Продолжать формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности, детей в процессе интеграции различных видов деятельности:
словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
- Продолжать закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали костюма, видеть их красоту.
- Продолжать закреплять знания детей о куклах - оберегах.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке-кукле.
-Изготовить традиционную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узлов)
Развивающие: Продолжать расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
-Продолжать развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
- Продолжать развивать фантазию, мышление, внимание. Продолжать приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
- Воспитательные: Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход занятия.
1 слайд: Тема занятия.
Под музыку муз. руководитель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают полукругом.
Хоз. -ка. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними по русскому народному обычаю!
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Отдают низкий поклон)
Хоз. -ка. Ребята, я снова хочу пригласить вас в мои мастерские! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!
Под музыку дети проходят в музыкальный зал (избу-мастерскую) садятся на лавочку (стульчики)
Хоз-ка. Посидим рядком поговорим ладком!
-Дорогие ребята! Вы уже знаете, что мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как же она называется?
Дети: Россия.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Хоз-ка: 2 слайд(2-3 фото) : Наша Родина - матушка – Россия. Так с любовью её называли её наши предки. Давайте посмотрим как жили в старину на Руси летом, хотите? (Да, хотим)
3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.
Хоз-ка. Давайте снова обратимся к чудесному блюдечку с наливным яблочком. Покатим его по блюдечку, всю Россию в летнее время увидим!
-Катись, катись наливное яблочко по блюдечку! Покажи нам Русь-матушку!
4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта в летнее время. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:
-Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами, прекрасна наша Россия – матушка!
Дети исполняют песню «Русская сторонка» сл. В. Бредиса муз. Е. Филипповой
5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.
6 слайд. (2 фото) Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой.
7 слайд. Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты. И люди создавали радость своими руками!
8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.
9 слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
10 слайд. Плели различные кружева.
11 слайд. Вышивали на полотенцах.
12 слайд. И, конечно же, долгими зимними вечерами мастерили своим руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :
- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много ещё он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!
(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)
Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?
Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?
1. Русская, тряпичная, куколка простая
Славила Россию игрушка удалая,
Бодрая, весёлая, игрушка озорна,
А по нраву русская, значит нам родная!
2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,
Люби меня и уважай, и никогда не обижай!
Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!
Хоз. – ка. Давайте вспомним какие бывают куклы? Кто может рассказать о их значении?
Дети: Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые! Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.
Хоз. –ка. А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Слайд 3
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Хоз. – ка. Ребята, а какие вы знаете куклы – обереги?
Дети: Кувадка, ангелочик, веснянка, бессонница.
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Пеленашка.
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница».
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
«Колокольчик» Куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней и нёс людям радость.
Слайд 4
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Хоз. – ка. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели большое значение. В старину, если куколку носили всегда с собой в укромном месте, то она оберегала хозяина от несчастий.
- Ну, ребята, все вставайте песню дружно начинайте.
Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.
1. У кого в руках игрушка кукла – милая подружка.
В хоровод скорей вставайте песню дружно начинайте.
Припев: Вот она, вот она кукла милая моя.
Она радость в дом приносит, оберегая всю семью.
2. Я подружку смастерила, душу я в неё вложила.
Колокольчиком зову я куклу милую мою.
Припев:
3. Есть особенность у куклы на ней юбок ровно три.
Это счастье человека, символ веры, доброты.
Припев:
4. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,
Нужно чтобы в каждом доме эта куколка была.
Припев:
Хоз – ка. Ребята, а ещё эта куколка приготовила для вас игру.
Проводится песенная игра «КОСТРОМА»
В центре сидит на стуле «Кострома», дети стоят вокруг свободно, врассыпную.
Песня: Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
У Костромушки кисель с молоком, молоком
Ещё с прибылью блины с творогом!
Дети: - Здорово, Кострома!
Кострома: - Здоровенько!
Дети: - Что ты делаешь?
К. - Кудельку, пряду!
Дети: - Ну, пряди, пряди!
Песня: - Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
У Костромушки кисель с молоком, молоком
Ещё с прибылью блины с творогом.
Дети: - Здорово, Кострома!
К. - Здоровенько!
Дети: - Что ты делаешь?
К. Клубочки мотаю!
Дети: - Ну, мотай на здоровье!
Песня:
Дети: - Здорово, Кострома!
К. - Здоровенько!
Дети:- Что ты делаешь?
К. - Вязанье вяжу!
Дети: Ну, вяжи, вяжи!
Песня:
Дети: - Здорово, Кострома!
К. - Здоровенько!
Дети: - Что ты делаешь?
К. (грустно) Плачу! Пальчики отбила!
Дети: - Здорово, Кострома!
К. - Здоровенько!
Дети: - Что ты делаешь?
К. Вас ловлю!
Хоз. – ка. Сегодня мы с вами будем изготавливать обереговую куклу «День и ночь» День и ночь – это кукла жилища. И эта куколка приготовила для вас игру
Пальчиковая игра «Доброта»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.
Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься!
Но сначала мы вспомним правила создания кукол.
Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле, с добрым мыслями, для доброго человека.
Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Заготовки оберега у вас уже есть, поэтому, приступаем к работе!
Моя куколка уже готова и будет смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно, потом мы их будем дарить гостям.
- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,
Коль хотите научиться эту куклу смастерить,
Вам придётся не лениться и старанье приложить.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.
Хоз. –ка. Какие красивые «Ангелы – хранители» у вас получились!
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.
Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!
После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)
Хозяюшка тихонько раскачивает её со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.
Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?
1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.
2реб. Говорили о куклах.
3. реб. Играли в русскую народную игру «Кострома», пели песню о кукле Колокольчик, мастерили обрядовую куклу «День и ночь»
Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.