Майя Барабашова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Секреты бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Секреты бабушкиного сундука» [/b]
Ход занятия
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - А теперь улыбнёмся гостям, пусть у них тоже будет хорошее настроение.
- Ребята, вы обратили внимание на то, как я одета? И это не случайно. Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Ребята, посмотрите - что это? (Походит к столу, на котором стоит сундук. Дети полукругом.)
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы „Секреты бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей).
- Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него?
- Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
(Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук):
-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
- Что же это (достает лапти)
-Для чего они нужны?
-Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
Воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:
- Что это за вещь необыкновенной красоты?
- Как его носили? (на голове, на плечах).
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца – рушники. Рушники сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…
Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)
- Девочки, а у вас есть куклы? (ответы детей).
- А что вы с ними делаете?
- Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке.
- А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком. (Дети переходят к экрану, садятся на пол). Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
- Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуке.
Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.
Посмотрите как много было обереговых кукол.
Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, из вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.
Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.
Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.
А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.
Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т. е охранять и защищать).
- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов?
Тогда делу время, потехе час!
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
- Что это значит? Для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.
Но прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся.
Физминутка
Практическая часть
Заключительная часть
- А теперь давайте возьмём наших замечательных куколок. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите близкому человеку.
- А наше путешествие в далекое прошлое завершилось. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. (Коля, что ты узнал? Юля, как называются куколки? Карина, каких обереговых кукол ты запомнила)
- В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо».