Марина Хараман
Интегрированное занятие «Разговор по телефону» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Автор: воспитатель 1-й квалификационной категории Хараман М. Н.
Цель. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком и между детьми.
Задачи:
-Формировать понятия о двух формах речи – диалоге и монологе, упражнять в различии диалога и монолога в речевом общении людей.
- Упражнять в умении составлять рассказ по мнемотаблицам.
- Закрепить знания правил этикета - ведения разговора по телефону.
Публикация «Интегрированное занятие „Разговор по телефону“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Формировать представление о распространении звука.
- Развивать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Развивать любознательность, склонности наблюдать, экспериментировать; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Интеграция : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
1. Ритуал приветствия.
Педагог и дети встают в круг. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку и говорит одну фразу из стихотворения-присказки. Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно, отвечая воспитателю.
Утром в детский сад приду
И тебя, мой друг, спрошу:
Для чего мы собрались?
Чтобы вместе
Поиграть и помечтать,
Посчитать и поучиться,
Пошутить и подружиться,
И, конечно, поделиться!
Отдохнуть, повеселиться,
Позагадывать загадки,
Поиграть, конечно, в прятки!
Рисовать, читать, лепить,
Комплименты говорить!
Дети говорят друг другу комплименты.
2. Мотивация.
- Вот мы и рассказали нашим гостям о том, как мы проводим весело время в детском саду. А какую форму речи мы использовали? (диалог).
- Какую еще форму речи знаете? (монолог).
- А что такое диалог, монолог?
- Смотрите, какую выставку книг я приготовила.
Дети рассматривают выставку.
Проблема - научиться различать формы речевого общения: диалог и монолога.
- Хорошо знакомые книги - они помогут нам в упражнении в различии диалога и монолога в речевом общении людей.
3. Упраж-е в различии диалога и монолога в речевом общении людей.
Дети выбирают книгу. Вспоминают содержание, делают выводы. При затруднении воспитатель читает отрывки. Несложные тексты читают дети самостоятельно. Дети определяют форму речи.
Останавливаются на книге К. Чуковского «Телефон». Подводим к выводу, что разговор по телефону, в основном диалогическая речь, как на данном произведении.
4. Игра-инсценировка.
- Сказка нам хорошо знакомая. Предлагаю вспомнить и поиграть в сказку.
Распределяются роли. Инсценировка сказки К. Чуковского «Телефон».
- Каждая сказка нас чему учит. Сказка «Телефон» К. Чуковского рассказывает о том, как целый день разрывается телефон у доктора и звери звонят ему по мелочам, ни сна ни покоя. А это приносит большие неудобства.
6. Составления рассказа детьми «Правила разговора по телефону» по знакам, схеме - мнемотаблице.
Создание проблемы ведения разговоров по телефону. Культура поведения.
- Воспитанный человек соблюдает определенные правила для ведения разговоров по телефону и это определяет культуру его поведения. Вы эти правила этикета знаете, нужно повторить их, используя схему-мнемотаблицу.
Дети рассматривают схемы-мнемотаблицу и составляют рассказы о правилах ведения разговоров по телефону.
Итог: закрепим правила ведения разговора по телефону :
- не жуём, разговаривая по телефону
- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника
- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер
- если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним
- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя
- все телефоны записываем в записную книжку
- обязательно выучим свой номер телефона
- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать
- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел
- долго не болтаем, т. к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу
- если мы попали не туда, извиняемся
- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".
7. Экспериментальная и поисковая деятельность.
- Дети вы задумывались, как и почему работает телефон?
Рассуждения детей.
- Правильно звуки передаются на расстоянии. Предлагаю провести самый обычный эксперимент. Я выйду из группы в другую комнату и передам вам привет. Послушайте.
Воспитатель выходит из группы и легонько стучит по батарее.
- Звук хорошо распространяется в металлах, воде, воздухе.
Можно рассказать детям, что звук распространяется по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п.
8. Рассказ воспитателя из личного опыта.
Создание проблемы создания телефона своими руками.
Сейчас уже и представить трудно, что было время, когда не было мобильных телефонов. А во времена нашего моего детства очень хотелось иметь что-то такое, чтобы можно было разговаривать на расстоянии. Но, ни чего такого не было, и купить его было нельзя. Те, кто рос в это время, хорошо помнят самодельные телефоны из спичечных коробков.
Показ «спичечного» телефона, его устройства.
Это нехитрое устройство позволяло слышать собеседника на расстоянии 5 – 10 метров. Конечно, на расстоянии 5 или 10 метров, прекрасно слышно и без каких либо устройств, но так было интересней. В детстве мы играли в войнушки, мечтали полететь в космос, и очень хотели стать взрослыми. Телефон из двух коробков и натянутой между ними ниткой, которая привязана к двум спичкам, являл собой нечто большее, чем просто средство коммуникации. С помощью такого телефона обычный мальчишка становился партизаном, который в тылу у фашистов передавал секретные сведения. Или, рискующим жизнью, советским разведчиком, у которого это единственная связь с Родиной. Сколько экспериментов производилось со спичечным телефоном! Было очень интересно – можно ли разговаривать из-за угла, не видя друг друга, но такой номер не проходил. Вибрация нити доходила до угла и дальше пройти не могла. А очень хотелось! Большое количество неудобств сопутствовало этому телефону. Нить надо было держать в натянутом состоянии, из-за чего она часто рвалась. Как только нить касалась любого предмета, скажем, ветки или доски забора «связь» сразу же прекращалась. Во время ветра слышно было только гудение. Но мы упорно не хотели видеть эти недостатки.
Это простейшее средство передачи звука на расстоянии – телефон из спичечных коробков.
Сейчас я рассказывала вам о своем детстве, какую форму речи я использовала (монолог).
8. Экспериментальная работа «Испытание спичечного телефона».
Создание проблемы - испытание телефона, изготовленного своими руками.
Я уже приготовила для вас эту игрушку из своего детства. Вам предлагаю испытать ее.
Испытание спичечного телефона.
9. Итог.
Какие формы речи мы используем в своей речи
Диалог – это разговор-беседа между 2-мя и более людьми.
Монолог – это высказывание 1-го человека.
При инсценировки вами сказки, какая форма речи использовалась.
А когда я вам рассказывала о своем детстве, какую форму речи я использовала
Часто для ведения диалога или монолога человек использует телефон. При ведении разговора по телефону нужно соблюдать определенные правила этикета.
10. Релаксация «Отдых на море» (фонограмма шум моря).
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно. Ласковые волны касаются ваших ног, нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей, поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле : на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно. Ваше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать. А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.