Ольга Родичкина
«Широкая Масленица». Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и обобщить представление детей об одном из самых веселых народных праздников.
Предварительная работа: слушание в аудиозаписи музыкальных произведений: «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П. Чайковского; «Проводы Масленицы».
Разучивание масленого игрового материала. Беседы по картинам художников «Масленица», «Балаганы», «Карусель», Б. Кустодиева, и. т. д.
Публикация «„Широкая Масленица“, Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Знакомство с народными промыслами и видами росписи (Хохлома, Жостово, Городец, Гжель, и др.).
Сорока. Где, Ворона, бусы раздобыла?
Ворона. У хозяйки стащила, у Авдотьи Изотьевны. А ты далеко ли, Сорока, летала? Что интересного видала?
Сорока.
Я, Сорока-белобока, высоко люблю летать.
И высоко, и далеко – чтобы солнышко видать!
Вот сегодня пролетала – диво дивное видала:
Как бояре и боярыни, как судари и сударыни –
Все спешат к Авдотье Изотьевне на праздник.
Ворона. Что за праздник? Что за праздник?
Сорока. Ты не слыхивала разве?
Скоро праздник большой – встретится Зима с Весной.
Широкая Масленица пожаловала!
(Настороженно.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой!
Ворона. И я с тобой! И я с тобой! («Улетают».) Входит Авдотья Изотьевна.
Авдотья Изотьевна. Здравствуйте, бояре и боярыни, судари и сударыни!
Спасибо, что пришли Зимушку провожать,
За коньки-салазки ее благодарить,
Весну красную встречать,
Словом ласковым ее привечать
Да Масленицу широкую песнями, плясками величать!
(Дети исполняют хороводную песню.)
«А мы Масленку встречаем»
Рассыпься ты, горох,
Рассыпься по дорожке!
Закружат карусель
Наши резвы ноженьки!
Танец под русскую народную песню.
Веселилась детвора – отдохнуть пришла пора.
(Дети занимают свои места. Под музыку «влетают Сорока и Ворона держит сундучок.
Сорока. Где, Ворона, сундучок добыла?
Ворона. У Авдотьи Изотьевны стащила. А ты далеко ли, Сорока, летала, что интересного ведала?
Сорока.
Я, Сорока-белобока, высоко люблю летать.
И высоко, и далеко – чтобы солнышко видать.
Вот сегодня пролетала – диво дивное видала:
Как бояре и боярыни, как судари и сударыни –
Все на праздник пришли к Авдотье Изотьевне.
Она с ног сбилась – сундучок искала.
Сундучок тот не простой, на нем замочек золотой.
Кто слово волшебное угадает, что в ларце лежит узнает.
(Озирается по сторонам.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой!
Ворона. И я с тобой! И я с тобой! («Улетают». Сундучок остается).
Авдотья Изотьевна (увидев сундучок).
Ну, ребята, вот дела, сундучок я свой нашла!
На Руси законом было щедро Зиму провожать,
Всех блинами угощать,
Непременно всю неделю Масленицу величать,
Не грустить и не скучать!
Вас хочу я удивить – всех блинами угостить.
Ах, совсем забыла я, сундучок-то не простой,
Здесь замочек золотой.
Волшебное слово откроет замок,
И каждый отведает вкусный блинок.
Хотите смекалку свою проявить,
Петь, играть, танцевать, хороводы водить? (Дети отвечают.)
Ну, тогда, детвора, объявляется игра.
Тень-тень, потетень, заплетай скорей плетень!
Проводится игра «Плетень». Музыка плясовая.
Наши песни, хороводы почитаемы народом,
И поэтому для вас буква нужная нашлась.
(Достает красочно оформленную букву «С» и отдает ее детям.)
Песня «В начале марта выпал снег»
Под музыку входит Ворона с блином и Сорока.
Сорока. Где, Ворона, блинчик раздобыла? У хозяйки, у Адотьюшки стащила
Ворона. Что ты? Что ты? Я не крала!
Все в округе облетала –диво дивное видала.
Как на масленой недели из трубы блины летели!
Этот блин попал в меня!
Сорока. Да что ты?
Ворона. Верно говорю, не вру. (Настороженно.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой!
Сорока. И я с тобой! И я с тобой!
Авдотья Изотьевна Ну и глупость говорят: из трубы блины летят!
Может, чудо в самом деле есть на масленой неделе?
Ведущий. Эти чудо нам известно – мы поем об этом песню!
Песня «Блины»
Ведущий. Стой, веселый хоровод, к нам колядка в дом идет. (Дети исполняют колядки.)
Авдотья Изотьевна. Кто колядки спеть сумел, получает букву «Л». (Отдает букву «Л».)
В нашем доме смех и песни, хоровода пестрый круг!
Тише… кажется, к нам гостья… Сказку пустим на порог?
Авдотья Изотьевна. Жил в деревне Петушок. В ярки перья разряжен, красным гребешком украшен,
И красив был, и речист, а главное – голосист.
Все его в деревне знали, все, конечно, уважали.
Да и как не уважать, никому не даст проспать.
Однажды раннем утром проснулся Петя и стал ждать, пока Солнышко выйдет. Горлышко прополоскал, перышки расчесал, а Солнышко всё нет!
Вот и задумался Петя – петушок: «А что это я каждый день солнышко встречаю, ему песню распеваю? Кто в деревне главный – Солнышко или я, голосистый Петушок? А если я не запою, Солнышко не засветит!
Вдруг видит Петя: идет мужик по деревне, что-то на дорогу льёт.
Петя. Ты зачем снег топчешь, да ещё чем-то поливаешь?
Велес (один из богов древнего мира). А ты кто такойдаже есть?
Петя. Я? Да я самый главный в нашей деревне! Голосистый Петушок! Если Петя утром не споёт, даже Солнышко не взойдет!
Велес. А я – Велес, проще – Влас,
Отдаю зиме приказ:
Не упорствовать, не злиться,
А тихонько удалиться.
А чтобы снег поторопить,
Надо маслицем полить…
Петя. А, понятно: чтобы снег быстрее растаял Весна пришла, ты его маслом поливаешь. А скажи, Велес, маслице-то у тебя свежее?
Велес. Свежее.
Петя. А душистое?
Велес. Душистое.
Петя. А дай-ка мне его попробовать, от масленка голосок звонче.
Велес. Куда тебе ещё звонче-то?
Петя. Как это куда? Тогда ко мне все люди приходить будут на поклон, просить будут жалобно: «Пропой, пропой, Петенька, чтобы Солнышко Взошло, а то без Солнца пропадём!» Зёрнышек вкусненьких принесут.
Велес. Ну раз так, пей маслице. (Петя пьёт, а в то время появляется Солнце)
Петя. Ой, ой, ой, Солнышко восходит! Постой, постой, я ещё не прокукарекал! Куда же ты, Солнышко?
Велес. Видать, без тебя Солнышко на небо подняться может!
Петя. Не может! Не может! Как же так?
Велес. Да вот так… Родное Солнышко любить да почитать надо. Оно матушку – Землю согревает, нас лучами освещает. А мы все дети его: тихие, веселые, скучные, бедовые – всех нас Солнце любит, бережёт, замерзать не даёт.
Авдотья Изотьевна.
Солнышко землю лучами согреет,
Солнышко людям радость несёт.
Кто этой сказки мудрость узнает,
Букву четвертую в слове найдёт! (Отдает детям букву «Н»)
А наш Петя-Петушок отморозил гребешок.
Если будет он зевать, хвостик может потерять!
Проводится игра «Петушиный бой»
Авдотья Изотьевна.
Наши совушки летали, в речке цаплю повстречали,
Ну а цапля букву «Ц» подарила детворе. (Отдаёт детям букву «Ц».)
Волшебное слово откроет ларец.
Последняя буква нужна наконец.
Нам скатерть узорную надо создать,
Чтоб званых гостей на блины приглашать.
Игра «Собери узор»
Проводится коллективная работа. Дети собирают узоры Хохломы, Гжель, Жостова, Городца (игра - пазл). Авдотья Изотьевна любуется работами детей, хвалит их.
Авдотья Изотьевна. Чудо – скатерть собралась, буква нужная нашлась. (Отдает букву «Е» детям.)
Слово дружно прочитаем, сундучок мы открываем.
(Дети складывают буквы в слово «солнце»)
Не случайно это слово в сундучке заключено, ведь волшебное оно!
Солнце – это символ света, и тепла, и доброты.
А на Масленице Солнце – это вкусные блины
Будем угощаться, ведь нам пора прощаться!