Светлана Шишкина
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Создание условий для формирования фонетической системы языка и развития коммуникативных навыков у детей через игровые методы и приемы.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую и мелкую моторику дошкольников.
2. Продолжать учить произносить и различать сходные по артикуляции звуки Л и Ль в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать фонематическое восприятие и слух.
3. Закреплять навыки выполнения звуко – слогового анализа и синтеза слов. Упражнять в чтении слов и фраз.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать мыслительные процессы (внимание, память, зрительное восприятие) средствами блоков Дьенеша и загадок.
5. Систематизировать знания детей по теме: «Космос».
6. Актуализировать словарный запас детей за счет слов: космическое пространство, планеты солнечной системы, ракета, комета, черная дыра, созвездия, скафандр, спутник, инопланетяне, земляне.
7. Совершенствовать грамматический строй речи через согласование существительных с прилагательными в роде и числе; согласование существительных с числительными.
Оборудование: мультимедийная установка с презентацией по теме «Космос», схемы звуков, блоки «Дьенеша», схемы ракет, фишки, картинки на звуки Л, Ль, ребусы, соленое тесто.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал и приветствуют друг друга и гостей:
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Ребята, мне сегодня на электронный адрес пришло странное сообщение. Вы хотите его прочитать? (хотим). Тогда пройдем к монитору.
(дети подходят к монитору и читают сообщение от инопланетян).
«Помогите, мы разучились разговаривать и понимать друг друга.
SOS! SOS! SOS! Инопланетяне».
- Ребята, нас просят о помощи. Наверно инопланетные жители забыли все звуки, поэтому разучились разговаривать. А кто такие инопланетяне и где они живут? (ответы детей).
- Вы хотите отправиться в космическое путешествие, чтобы помочь инопланетянам? (да).
- Для этого нужно очень хорошо подготовиться. Для начала подойдите к столу и пристегните себе бейджик. У нас получилось две команды. Одна команда называется «Лунатики» - у них зеленые бейджики, а вторая команда – «Земляне» - у них голубые бейджики.
2. Основная часть.
- Ребята, а на чем мы отправимся покорять космическое пространство? (ответы детей)
- А почему не на самолете? (ответы детей).
-Совершенно верно, в космос мы можем полететь только на ракете.
- И первое, что мы сейчас сделаем – построим ракеты.
1. Упражнение «Построй ракету» (блоки Дьенеша).
- Чтобы наша ракета могла действительно долететь до космоса, необходимо строить ее по инструкции. Схемы – символы блоков вам помогут не допустить ошибки.
- Напоминаю, что детали имеют разную форму, размер, толщину и цвет. А схемы вам подскажут, какую деталь необходимо взять для ракеты.
(Дети строят ракеты).
- Чья команда вперед и правильно построит ракету, на той мы и полетим.
-Молодцы, ребята! Замечательные получились ракеты.
-А скажите, мне пожалуйста, мы с вами вот так готовы полететь в космос, или нужна специальная одежда? Какая? (ответы детей).
- Да, действительно, нужен космический комбинезон, космический шлем, космические перчатки, космические сапоги. (показываю картинку - обмундирование космонавта).
- Надеваем на себя космическую одежду.
- Вот теперь, мы готовы к полету.
- Займите места в ракете, пристегните ремни. (дети садятся на стулья).
- Прежде, чем наша ракета оторвется от земли, нам, как и всем космонавтам нужно пройти специальную тренировку. Каждый день космонавты закаляют свой организм, делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы.
2. Самомассаж лица и шеи.
(дети выполняют движения согласно тексту).
Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок, и его щипаем.
А потом по шее ручейком стекаем.
- Космонавты говорят друг с другом четко и внятно, а для этого им помогает артикуляционная гимнастика для язычка.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Качели», «Часы», «Парус», «Чистим верхние зубки», «Лошадка» «Мотор».
-Отлично!
- Еще космонавты тренируют пальцы различными тренажерами.
4. Пальчиковая гимнастика массажными мячиками.
В руки мячик мы возьмем, и разминку проведем:
Я мячом круги катаю
Назад – вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
И сожму совсем немножко
А теперь опасный трюк -
Мяч летает между рук.
- Ну вот мы и прошли специальную подготовку и начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 Старт!
- Ракета оторвалась от земли и из ее хвоста вырвался огонь. (слад – Запуск ракеты).
- Наша ракета достигла космического пространства. Что же можно увидеть в иллюминаторе? (предположительные ответы детей – звезды, спутники, другие планеты)
- Смотрим в иллюминатор. (презентация «Космос»).
- Вы правы, ребята, можно увидеть разные созвездия. (слайд)
5. Упражнение «Угадай букву и назови звук».
-Мы видим какие – то странные созвездия. Они вам ничего не напоминают? (это буквы).
- Совершенно верно. Каждая буква имеет свой звук.
-Давайте вспомним, какие две большие группы звуков вы знаете? (гласные и согласные).
(дети дают характеристику гласным и согласным звукам, дифференцируют согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие).
- Молодцы! Я теперь уверена, что вы сможете помочь инопланетянам в их беде.
- Итак, наша ракета прилунилась на луне.
- Можете отстегнуть ремни и выйти в открытый космос.
- А что необходимо иметь при себе, чтобы выйти в открытый космос? (кислородные баллоны)
- Совершенно верно. А для чего нам нужен кислород? (чтобы дышать).
- Что – то нас никто не встречает? Куда же подевались инопланетяне? Пойдем искать!
(дети встают со стульчиков и идут по «луне», на их пути встречаются «черные дыры»)
- Ребята, в космосе существуют такие опасные места – черные дыры. Они как пылесос втягивают в себя все предметы, которые рядом находятся. Звук ракеты сообщает об опасности. Но нам с вами все равно нужно помочь инопланетянам. Чтобы нам безопасно обойти «черные дыры», необходимо расшифровать их коды.
6. Упражнение «Разгадай ребус»
На каждой дыре написаны непонятные слова. Но если мы в правильном порядке поставим буквы, то сможем прочитать зашифрованные слова. Только в этом случае дыра закроется и не будет опасной. (дети разгадывают ребусы и читают слова– КОМЕТА, РАКЕТА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС).
- Молодцы! Черные дыры мы с вами благополучно прошли. Путешествие продолжается.
(подходят к магнитной доске, на которой висят картинки лунатиков.
- А вот и инопланетяне.
- Здравствуйте! Мы с ребятами прилетели с планеты Земля к вам на помощь.
Лунатики: А вы уже нам помогли. Когда взлетала ваша ракета, вы забыли выключить громкую связь, и мы слышали, как вы рассказывали про звуки и все вспомнили. Мы даже одежду надели на себя разную, чтобы различать звуки.
- Так мы еще даже с вами не познакомились. Ребята, кто прочитает имена лунатиков? (ЛОК, ЛИК). (Дети дают характеристику звукам Л – Ль).
- Ребята, а лунатики тоже любят играть в игры. И их игры похожи на те, в которые мы играем с вами на занятиях.
7. Д/И «Собери планеты»
Одна команда собирает планеты с картинками в словах которых твердый звук Л, вторая команда – слова с мягким звуком Ль.
- Молодцы, ребята. Играть, конечно с инопланетянами очень весело и интересно, но нам пора возвращаться на Землю.
- Займите свои места в ракете.
- А чтобы лунатики не забыли буквы и звуки, мы с вами научим их шифровать слова кружочками.
8. Упражнение «Шифровальщики»
(Дети выкладывают на своих планшетиках имена лунатиков ЛОК, ЛИК и название спутника, где живут лунатики – ЛУНА. Выполняют звукослоговой анализ данных слов.)
Пристегните ремни, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1. Старт!
- Наша ракета вышла в открытый космос. Давайте посмотрим в иллюминатор. Что еще можно интересного увидеть?
8. Загадки. (деление слов на слоги)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета) (слайд)
- Сколько в слове ракета слогов? (3)
Планета голубая
Любимая, родная
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля) (слайд)
(Дети рассматривают планету Земля.)
- Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (моря, океаы)
- А что обозначается зеленым цветом? (леса, тайга, поля)
- А коричневым цветом? (горы).
- Совершенно верно!
- А как называют людей, которые живут на планете Земля? (земляне).
- Может быть кто – нибудь запомнил, сколько в нашей галактике планет? (9).
_ Правильно, мы их сейчас увидим в открытом космосе. (слайд).
- Планет 9, но жизнь существует только на одной, на планете Земля. Остальные планеты необитаемы.
- Следующая загадка:
Центр галактики светит, сверкает
Всех согревает… (солнце).
Следующий слайд.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего… (звезды).
- Правильно! Говорят, что звезды очень трудно сосчитать. Проверим, посчитаем с помощью пальцев: одна яркая звезда, две яркие звезды….десять ярких звёзд.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света
А зовут объект -… (комета)
- А что же такое комета? Это небесное тело, которое состоит из пыли и газа.
С давних времен люди мечтали летать, покорять космические просторы.
- На чем они раньше летали? (на воздушных шарах, дирижаблях, самолетах)
И вот наконец свершилась мечта человечества и первыми в космос полетели собаки: Белка и Стрелка. (слайд)
- А кто был из людей первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)
Впервые в жизни наш космонавт Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли на корабле «Восток».
- Когда это случилось? (12 апреля 1961 года).
- Какой праздник наша страна отмечает 12 апреля? (День космонавтики).
- Молодцы, ребята! Объявляю посадку. Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю, Вас! Наше космическое путешествие прошло успешно.
- А сейчас, я предлагаю сделать подарки для лунатиков. И со следующим запуском спутника на Луну, отправить им. А выполнять мы будем буквы из соленого теста, для того, чтобы лунатики всегда помнили, как выглядят буквы нашего алфавита.
(дети приступают к выполнению задания).
9. Итог. Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах лежат ракеты с двумя иллюминаторами. Если вам понравилось наше путешествие, то закройте верхний иллюминатор зеленой фишкой, а если не понравилось, тогда – красной. Если вы справились со всеми заданиями, то нижний иллюминатор закройте зеленой фишкой, если вам было трудно, тогда – красной.
Молодцы, ребята! А вам лунатики тоже передали подарки – свои фотографии, только они черно – белые. Я думаю, что в свободное время вы их раскрасите цветными карандашами и оставите себе на память.