Наталья Муссаева
Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе «День рождения у Дим Димыча»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «День рождения у Дим Димыча». Цель: Формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной деятельности в процессе решения практических и логических задач.
Задачи:
Приоритетная образовательная область :
«Познавательное развитие» :
Публикация «Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе „День рождения у Дим Димыча“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
-продолжать формировать у детей навыки ориентировки на листе бумаги в клетку, выполняя графический диктант;
-закреплять у детей знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
-продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале.
-развивать у детей умение расставлять предметы в порядке возрастания;
-закреплять у детей знания о времени;
-закреплять у детей знания о днях недели, временах года и частях суток.
-развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память;
-развивать смекалку, воображение, математические навыки;
«Физическое развитие» :
-развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
«Речевое развитие» :
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
«Социально-коммуникативное развитие»
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-воспитывать усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма;
Методические приемы:
• Игровой (использование сюрпризного момента, дидактические игры).
• Наглядный (использование наглядных пособий).
• Словесный (беседа вводная и обобщающая, педагогическая оценка, напоминание, объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Виды деятельности: игровая,коммуникативная, музыкальная, двигательная, конструирование, изобразительная.
Формы взаимодействия: совместно с педагогом, совместно со сверстниками. самостоятельно.
Интеграция областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
-работа с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал;
-решение простых арифметических задач;
-д/и «4 лишний»;
-графические диктанты;
-изготовление демонстрационного, раздаточного материала;
-д/и на ориентировку во времени и пространстве;
-чтение сказок: «Три поросенка», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик».
Оборудование:
-математическая модель «Карандаши»;
-пазл «цифра 1»
-демонстрационный и раздаточный материал для задания «4 лишний»;
-геометрические фигуры разного размера и цвета: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг и овал;
-листки бумаги в клетку,ручки (по количеству детей);
-карточки с буквами: Д,В,А (на каждого ребенка);
-демонстрационный материал для задания «Реши задачу»;
-касса цифр и арифметических знаков «+», «-»и «=»(на каждого ребенка»;
-циферблат с часами;
Математическая модель из карандашей «Числовая лесенка»;
-набор цифр на магнитах от1 до 10;
-смайлики: грустный и веселый (по количеству детей);
-кейс с конфетами;
-конверты с заданиями с фотографиями фиксиков на конверте(9 шт (от каждого фиксика и 1 от всех фиксиков);
-Письмо от Дим Димыча (с фотографией Дим Димыча на конверте);
-аудиозапись физкультминутки «Фиксики»;
-заготовка открытки «С днем рождения» для Дим Димыча;
-«Колумбово яйцо»
- клей-карандаш.
Ход НОД
1 часть. Вводная
(Создание игровой ситуации, мотивация, постановка проблемы).
. Организационный момент.
Воспитатель: – Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Александровна, я приглашаю вас пройти на ковёр.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
(Дети здороваются с гостями). (Раздается стук в дверь.)
Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это стучится? Давайте посмотрим (воспитатель вмести с детьми подходят к дверям и видят,что лежит кейс, а рядом большой конверт)
Воспитатель: Ребята что это (разглядывают кейс).
Воспитатель: А что это за конверт (на конверте фото Дим Димыча, воспитатель рассматривает вместе с детьми фото)
Воспитатель: Ой,от кого он?
Дети: От Дим Димыча.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо.
Письмо
Здравствуйте ребята! У меня сегодня день рождения и я прислал для вас угощения, но закрыл их в сейфе, а мои друзья фиксики поменяли код на сейфе! Теперь, ребята, чтобы получить угощения, вам надо расшифровать код. Но для начала нужно выполнить задания по математике, которые для вас приготовили фиксики. В каждом задании зашифрована цифра, вместе они образуют код. И только выполнив правильно все задания, вы сможете собрать код и открыть сейф. Желаю удачи.
Воспитатель: Согласны выполнять задания?
Дети: (Да.)
Задание № 1 от Нолика:
(на полке стоят «большие карандаши»,а рядом лежит конверт с заданием.)
Воспитатель (читает задание) :Ребята, в карандашах спрятано число от кода. А в каких именно карандашах, вы узнаете, ответив на мои вопросы:
1. Части пазла спрятаны внутри 1 карандаша,если считать слева- направо.
2. Части пазла спрятаны внутри карандаша,который стоит после 3 карандаша, если считать слева- направо.
3 Части пазла спрятаны внутри оранжевого карандаша.
Дети берут карандаши, открывают и достают из них части от пазла. Затем собирают пазл (получилась цифра 1)
Воспитатель: Ребята какая цифра у нас получилась?
Дети:1
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 1.
Задание № 2 от Симки:
Воспитатель (читает задание) :Ребята следующее число зашифровано в слове.
А Д В
3 1 2
Каждому ребенку дается набор 3 букв (А, Д, В).Собрав слово, воспитатель вместе с детьми читает его.
Воспитатель: Ребята какое слово мы прочитали?
Дети: Два
Воспитатель: Ребята, значит какое у нас число здесь зашифровано?
Дети: 2
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 2.
Задание №3. От Файера «Четвертый лишний»
Воспитатель (читает задание из конверта) : Ребята, найдите на карточке лишний предмет и объясните, почему он лишний. Ребята, вам представлены 3 варианта логических цепочек. Вам необходимо выбрать 4-го лишнего в каждой цепочке и догадаться, какая цифра зашифрована.
10,11,12 (ответ 3)
прямоугольник, маленький квадрат, большой квадрат, треугольник.
(ответ треугольник)
"Цветик-семицветик", " Белоснежка и 7 гномов", " Волк и 7 козлят", " " Три поросенка" (ответ " Три поросенка")
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и скажите что здесь лишнее в верхней строке?
Дети: Цифра 3
Воспитатель: А почему?
Дети: потому что,3 однозначное число.
Воспитатель: Что лишнее в средней строке?
Дети: Треугольник
Воспитатель: А почему?
Дети: Здесь все 4-хугольники и 1 треугольник.
Воспитатель: Что лишнее в нижней строке?
Дети: Картинка к сказке 3 поросенка
Воспитатель: А почему?
Дети: в 1-х 3-х сказках встречается цифра 7 (сказка «Белоснежка и 7 гномов», сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Цветик-семицветик»,а в 4-ой цифра 3 (сказка «Три поросенка»).
Воспитатель: Ребята так какая здесь цифра зашифрована?
Дети: Цифра 3
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 3.
Задание №4. От Игрика «Игра Вопрос-ответ»
Воспитатель (читает задание из конверта) :
1. Сколько времен года(4)
2. Сколько частей суток? (4)
3. Сколько углов у квадрата? (4)
4. Какой по счету день недели четверг? (4)
5. Сколько сторон у прямоугольника? (4)
Воспитатель: Ребята,вы уже догадались какая цифра здесь зашифрована?
Дети: Цифра 4.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 4.
Задание №5. От Верты «Наведи порядок среди геометрических фигур»
Воспитатель (читает задание из конверта) :Ребята, вам необходимо разложить все геометрические фигуры по форме и отгадать какая цифра зашифрована.
Дети раскладывают геометрические фигуры.
Воспитатель: какие геометрические фигуры у вас есть?
Дети: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Воспитатель: сколько видов геометрических фигур у вас получилось?
Дети:5
Воспитатель: вы уже догадались какая здесь цифра зашифрована?.
Дети: да,5.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 5.
Воспитатель: Чтобы выполнить четвертое задание, нам нужно размять пальчики, сделать их послушными.
Пальчиковая гимнастика:
Один, два, три, четыре, пять,. загибать пальчики.
Будем пальчики считать!. хлопать в ладоши.
Крепкие, дружные, сжать в кулаки и разжать.
Все такие нужные
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный - избалованный он самый.
А мизинчик - хоть и мал, очень ловок и удал!
Один, два, три, четыре, пять,. загибать пальчики
Вышли пальцы погулять. хлопать в ладоши.
Погуляли, погуляли. потрясти кистями рук
И домой пришли опять. сжать в кулаки, разжать, сжать.
Задание №6. От Маси «Графический диктант»
Воспитатель (читает задание из конверта) : Ребята, в данном задании, чтобы расшифровать цифру, вы должны написать графический диктант.
Воспитатель: но для начала,ребята, разомнем наши ручки.
Воспитатель: А теперь ребята, приступаем к заданию. (каждому ребенку дается листочек бумаги в клеточку, с выделенной точкой отсчета и ручка).
Воспитатель: Ребята,взяли ручки и поставили на точку, выделенную на вашем листке. Теперь не отрывая руки выполняем задание.
Графический диктант: 3 клеточки влево,6 клеточек вниз,3 клеточки вправо, 3 клеточки вверх и 3 клеточки влево.
Воспитатель: Ребята, какая цифра у нас получилась?
Дети:6.
Воспитатель: какая цифра зашифрована была?
Дети:6.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 5.
Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте мы с вами немножко разомнемся.
Физкультминутка «Фиксики»
Задание №7. От Шпули «Реши задачу»
Воспитатель (читает задание из конверта) : Ребята, в данном задании, чтобы расшифровать цифру, надо решить задачи. (предлагается 2 варианта задач в картинках)
Воспитатель (выставляет картинки с задачами) :
Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).
ВОПРОС (то, что нужно найти).
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,
чтобы ответить на вопрос).
ОТВЕТ (результат от ответа
на поставленный вопрос).
Воспитатель: Ребята, вы можете на выбор решить 1 задачу.
У каждого ребенка на столе касса цифр и арифметических знаков. С помощью них дети решают задачу.
Воспитатель: Ребята, кто решил задачу? Какой ответ у вас получился?
Дети:7
Воспитатель: Ребята, а общего в этих задачах?
Дети: ответ
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: в одной задаче «+», а в другой «-«.
Воспитатель: какая цифра зашифрована была?
Дети:7.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 7.
Задание №8. От Папуса «Определи время»
Воспитатель (читает задание из конверта) : Ребята, помогите определить Дим Димычу время прихода гостей.
Воспитатель показывает циферблат, на котором часовая стрелка на 9,а минутная на 12.
Воспитатель: Ребята сколько времени на часах.
Дети: 9 часов
Воспитатель: какая цифра зашифрована была?
Дети:9.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 9.
Задание №9. От Дедуса «Веселые карандаши»
Воспитатель (читает задание из конверта) : Ребята, в данном задании, чтобы расшифровать цифру, нужно разложить карандаши в прядке возрастания (от маленького к большому).Карандаш которым Дим Димыч меньше всего писал и подскажет вам отгадку.
Дети расставили карандаши в порядке возрастания.
Воспитатель: Ребята,посмотрите каким карандашом меньше всего рисовал Дим Димыч.
Дети: черным.
Воспитатель: какая цифра зашифрована была?
Дети:10.
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 10
Задание №10. От всех фиксиков «вставь пропущенную цифру»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на наш код, как вы думаете, какой здесь не хватает цифры?
Дети:8
Воспитатель крепит на магнитной доске цифру 8.
Воспитатель: ну а теперь, ребята, мы можем получить сладости, но для начала я вам предлагаю сделать подарок для Дим Димыча, ведь у него сегодня день рождения. Ребята у меня есть заготовка открытки (достает и показывает открытку).На этой открытке я вам предлагаю украсить шарик всем вместе, собрав «Колумбово яйцо».
(воспитатель с детьми готовят поздравительную открытку Дим Димычу)
Воспитатель:
А теперь положем эту открыточку в конверт, а завтра я схожу на почту и сама отправлю ему письмо, ведь там же есть обратный адрес.
Воспитатель: ну а теперь, ребята, я предлагаю открыть кейс и получить сладости.
(Воспитатель вместе с детьми набирает код и открывает кейс.)
Воспитатель: ну а я ребята, тогда сама завтра пойду на почту и отправлю письмо Дим Димычу.
(Дети берут угощения и садятся за стол) .
На столе стоят 2 баночки со смайликами (веселый и грустный).
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, то поднимите веселый смайлик, если нет, то грустный.
(Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов).
На столе стоят 2 баночки со смайликами (веселый и грустный).
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, то поднимите веселый смайлик, если нет, то грустный.
Воспитатель: Скажите, кому вы сегодня помогали? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, открыть сейф. Скоро вы пойдете в школу и там узнаете много интересного. Спасибо.
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат смайлики. Если вам понравилось данное занятие, то поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный.