Алия
Интегрированное занятие на тему «Дружба народов через игры» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам через народные игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• обобщать и расширять знания детей о красоте и разнообразии игр народов, живущих в Златоусте
Публикация «Интегрированное занятие на тему „Дружба народов через игры“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• знакомить детей с играми русского, татарского, башкирского народов
• формировать культуру межличностного взаимодействия детей.
Коррекционно-развивающие:
• развивать и обогащать речь
• способствовать формированию поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать любовь к родному краю, уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности
• воспитывать у детей чувство патриотизма
• учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам
• воспитывать желание активно участвовать в играх.
Оборудование: музыкальное сопровождение, платки, ИКТ, колокольчик, тюбетейка.
Предварительная работа:
• Чтение башкирских сказок «Голодный волк, лиса и джигит», «Медведь и пчелы», «Заяц и лев», «Азамат и зайчонок»; чтение русских сказок «Иван-царевич и Баба-яга», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная».
• Беседы о народе и их быте : башкир, татар и русского народа.
• Просмотр видеофильма «Праздник плуга-Сабантуй».
• Рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских, русских и татарских национальных костюмах.
Ход ООД:
Воспитатель в башкирском национальном костюме встречает детей.
Речевая игра – приветствие с движениями:
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья
Куда не глянь — везде друзья!
Воспитатель: Добрый день, златоустовцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в городе Златоуст.
Воспитатель: А в какой области мы живем?
Дети: Мы живем в Челябинской области.
Воспитатель: В нашей области много городов, сел и деревень, в которых живут люди разных национальностей. Кто может назвать народы, которые живут в нашем городе? (русские, татары, башкиры, марийцы, чуваши и др).
Посмотрите на мой наряд, я нарядилась в свой национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот национальный костюм? (башкир).
Правильно! Вот я башкирка по национальности, а вы кто? (дети перечисляют)
(Обращается по имени к каждому ребенку).
А чем отличаются народы разных национальностей? (они разговаривают на разных языках, соблюдают свои обычаи, играют в национальные игры, поют разные народные песни и танцуют разные народные танцы).
А что общего? (они живут дружно, играют в игры)
У каждого народа есть свои национальные игры.
Предлагаю всем нам отправится в путешествие.
На чем можно путешествовать? (на машине, на самолете и т. д.)
Ну а, мы отправимся в путешествие на ковре-самолете (достает из сундука ковер)
(Дети садятся на ковер. Звучит музыка)
I остановка-русская
(слайды-русские праздники)
Ну а где праздник, там и игры, что у нас тут в сундуке…
Русская народная игра «Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры : выбирают двоих детей, одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а «жмурка» старается его поймать. Как только «жмурка» поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
Воспитатель: А какие вы русские народные сказки знаете? Какой отрицательный персонаж часто встречается в русских сказках? (Баба-Яга)
Игра «Баба-Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры : выбирают Бабу – Ягу, она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, — Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. — по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. — Идут в центр.
Побежала в баньку, — Из круга обратно. Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Воспитатель: Убегаем на ковер-самолет и летим дальше. (Звучит музыка)
II остановка – татарская
(Слайды-татарские праздники)
Воспитатель: ребята, как вы думаете эти картинки, национальные костюмы, жилище, орнамент, музыка к какому народу принадлежат? (татарам). А давайте мы с вами поиграем в татарские народные игры.
Татарская игра «Платочек»
Дети встают в круг, руки сзади. Выбирают водящего по считалке. У водящего платок. Под музыку идет по кругу и незаметно кладет платок на руки у одного из игроков. Тот игрок кому положили, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на его место. Таким образом, дети меняются.
Татарская игра «Угадай, чей голосок»
Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
Ну-ка угадай: кто так сказал, твое имя кто назвал?
Ты не ошибись и назови! Кто он, кто он? Ты найди!
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
Татарская игра «Тюбетейка»
Тюбетейка- традиционный головной убор для мужчин. Её принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Тюбетейка». Давайте, мы поиграем в эту игру.
Правила игры. Дети становятся в круг. Под музыку передают друг другу.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается задание: скачки на лошадке, бег с ложкой, яйцом, танец.
Воспитатель: Ребята, нам пора
III остановка – башкирская
(слайды-башкирские праздники)
Воспитатель: ребята, как вы думаете эти картинки, национальные костюмы, жилище, орнамент, музыка к какому народу принадлежат? (татарам). А давайте мы с вами поиграем в татарские народные игры.
Башкирская игра «Медный пень»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Ход игры : играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
* Коль джигит ты удалой
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Башкирская игра «Юрта»
В игре участвуют также две команды каждая из которой образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. (свисток) По сигналу две команды образовывают один круг взявшись за руки, все идут по кругу шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием слов надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает команда, первой построившая юрту.
Возвращение с путешествия.
Воспитатель: Вот такие игры у разных народов. Скажите, похожи эти игры друг на друга? Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорные, любознательные, подвижные, добрые как вы.
Какая игра вам больше всего понравилась?
Вот как мы дружно играли, не ссорились, весело провели время.
В нашем детском саду воспитываются детки разных национальностей. Мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.
Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли и нашим гостям? (ответы детей). Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.
Все вместе идем закрывать сундук, а там сюрприз – башкирское угощение чак-чак.
А теперь как дружно играли, также дружно пойдем пить чай.