Гелена Воробьева
Интегрированное занятие-беседа на тему «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие — беседа на тему: «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова». Вид деятельности: слушание музыки. (подг. гр)
Муз. рук: Сегодня наше занятие посвящено творчеству великого русского композитора 20 века Георгия Васильевича Свиридова.
«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил композитор. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Вы все хорошо знаете, что такое альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальный альбом – собрание музыкальных пьес. Музыкальные альбомы есть у многих композиторов: Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева. В своих музыкальных альбомах они рассказывают о том, что интересно детям. В «Альбоме пьес для детей», Свиридова входит 17 небольших сочинений разного характера – танцевальные мелодии, картины природы, музыкальные портреты.
Публикация «Интегрированное занятие-беседа на тему „Альбом пьес для детей Г, В, Свиридова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Свиридов любил живопись и хорошо разбирался в ней. Куда бы не приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею. Сейчас мы с вами тоже посетим картинную галерею, но не обычную, а музыкальную.
Что такое пейзаж? Это изображение окружающей нас природы. (Показать 2-3 пейзажа).
Первый музыкальный пейзаж называется «Дождик».
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты.
Дождь плясал по огороду
Расплескал по грядке воду,
Тучу – лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождь прошел. (З. Александрова)
Исполняется пьеса «Дождик».
Следующий музыкальный пейзаж называется «Звонили звоны».
На нашей земле к колоколам относились с особым уважением. На Руси колокола появились в 10 веке вместе с Православием. Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или деревне. Печальный звон говорил о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях. Веселый перезвон оповещал о большом празднике.
Пьеса «Звонили звоны»
(Показать – 3 портрета).
Воспитатель: Что такое портреты? Портрет – это изображение человека.
Первый портрет нам покажет «Попрыгунью».
А. Барто.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути,
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
- Лида, Лида! Вот так Лида! – раздаются голоса –
Посмотрите, это Лида скачет целых полчаса!
- Я и прямо, я и боком,
С поворотом и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе.
Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!
Пьеса «Попрыгунья».
В следующем стихотворении мы увидим «Упрямца».
Как это было?
Три волшебника злых –
Не Могу, не Хочу и не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.
Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
- Я на кухню пойду,
Поиграй – ка одна.
- Не могу, отвечает она.
Просит Мама: «Помой посуду!»
Отвернется она : «Не буду!»
Надо Кире идти к врачу,
А она свое: «Не хочу!»
Так всегда и повсюду:
- Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
- Не могу!
А других и не знает слов она
Сразу видно – заколдована! (А. Крестинский)
Пьеса «Упрямец»
Муз. рук: Каждый из вас, наверняка знает много сказок. В сказках есть свои герои. Они бывают злые и добрые. Давайте назовем сначала злых, а потом добрых сказочных героев. ( Дети называют).
Одного из героев вы сейчас сможете представить. Это – колдун.
Пьеса «Колдун»
Русский народ, создавший на протяжении своей истории былины, мудрые сказки, чудесные кружева, великолепную резьбу по дереву, создал также изумительные по красоте и разнообразные по содержанию песни и танцы. Наряду с музыкальными сценками, портретами и пейзажами. Свиридов поместил в свой альбом песни и танцы.
Давайте послушаем «Старинный вальс».
Лес ветвями качает,
Весь в пушистом снегу.
Почему он печален,
Я понять не могу.
- Ты скажи мне береза,
- Отчего ты грустна?
- Оттого, что не скоро
К нам вернется весна. (Л. Дымова)
А теперь пришло время ложиться спать. Когда вы были совсем маленькими, чтобы вы быстрее заснули, Мама убаюкивала и пела песенку, которая называется
«Колыбельная».
Баю – бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше на перинку.
Баю, баю Лёшенька
Засыпай скорёшенько!
«Колыбельная»
Каждый из вас знаком с такой ситуацией: Мама, уставшая приходит с работы и просит вас не шуметь, чтобы она смогла немного отдохнуть. И вы замечаете, что она заснула.
Мама спит, она устала,
Ну, и я играть не стала!
Я волчек не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по Маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б смогла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но Мама спит, и я молчу –
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
- Ничего, шепнул он будто,-
Посидим и в тишине. (Е. Благинина)
Пьеса «Ласковая просьба».
Какие вы знаете музыкальные инструменты?(Ответы детей).Особенность звучания одного музыкального инструмента композитор изобразил в одной музыкальной сценке "Парень с гармошкой».
Балалаечка бренчит, гармошка заливается.
На весеннем на лугу, веселье начинается!
Пьеса «Парень с гармошкой».
Вот мы с вами и пролистали музыкальный альбом композитора Георгия Васильевича Свиридова. Ему принадлежат такие слова
«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия».
Мы надеемся, что сегодня, встретившись с музыкой Г. Свиридова, вы тоже стали чуточку лучше, чище и красивее!
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам свою методическую разработку. Можете сами исполнять пьесы или использовать фонограмму. Детям очень нравится!