Наталья Погорелова
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Игры Есенинского края»
(подготовительная к школе группа)
Программные задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Закреплять основные движения: ходьба, ходьба с высоким подниманием колен, бег со сменой направления; прыжки с продвижением вперёд.
2. Развивать и совершенствовать психофизическиефизические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость посредством подвижных народных игр.
Публикация «Интегрированное занятие по физической культуре „Игры Есенинского края“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
3. Формировать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.
4. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие в процессе игры; учить совместным действиям в игре.
5. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игры, выполнении правил и норм поведения.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Совершенствовать речевые навыки детей в игровой деятельности.
2. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Расширять представления о родном крае.
2. Воспитывать интерес детей к народным играм родного края.
3. Продолжать знакомить с детством С. А. Есенина.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Обогащать музыкальные впечатления детей.
2. Совершенствовать ритмический, тембровый и динамический слух.
Предварительная работа:
• разучивание старинных считалок, пословиц, поговорок;
• разучивание народных игр Рязанского края;
• разучивание игр на стихи С. А. Есенина;
• слушание песни «С добрым утром!» на стихи С. Есенина, муз. Б. Буевского
Предметно – пространственная среда: портрет С. Есенина (на стене, рисунки детей по произведениям С. Есенина, аудиозапись с песнями на слова С. Есенина, презентация «Детство С. Есенина», проектор, атрибуты для игр – платок, шапочка - маска петуха, голубая лента, колокольчик, повязки для глаз, кепка почтальона, колокольчик.
Ход занятия.
Вводная часть:
Дети входят в зал, приветствие. Выполнение строевых упражнений : На лево, на право! В обход по залу шагом марш! Звучит композиция «С добрым Утром!» на слова С. Есенина в исполнении детского хора. – ходьба,1 круг.
Звучит музыка – марш, ходьба, ходьба с высоким подниманием колен -2 круга.
(Методические указания: спину держать прямо, расправили плечи, при высоком подъёме ноги тянем носок)
Команда : На месте стой, раз-два! Налево! Дети стоят в шеренге.
Инструктор: Вы, наверное, обратили внимание, что сегодня начали движение под необычную музыку. Под какую музыку вы обычно заходите в зал? Правильно, под марш. Он бодрый, ритмичный, под него легко шагать. Вы узнали песню, под которую вы сегодня начали ходьбу в обход по залу? Да, это песня на стихи С. Есенина «СДобрым утром!». Сергей Есенин – наш земляк, великий поэт. Когда - то он был, как и вы, маленьким мальчиком и, как все дети, очень любил играть в подвижные игры, петь заклички, подражать движениям животных в игре. Вы хотите увидеть, как проходило детство Сергея Есенина? Давайте пройдём в соседний кабинет и посмотрим несколько слайдов.
Показ презентации «Детство С. Есенина»(3 мин)
1 слайд:
Вот как он писал о своем рождении:
Не знаю, не помню
В одном селе.
Может в Калуге,
А может в Рязани
Жил мальчик
В простой крестьянской семье.
Желтоволосый
С голубыми глазами.
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя,
А там все лес, и все поля,
И степь, и горы за Днепром.
И в небе темно-голубом.
Сам бог витает над селом.
2 слайд:
Все свое детство и юность Серёжа Есенин провел в родном рязанском селе
Константиново. Когда ему было два года, то его отдали на воспитание к деду с бабкой, у которых было трое взрослых сыновей. С ними и провел детство маленький Есенин.
3 слайд:
Маленький Сережа рос обычным мальчиком, который мог подраться, но все же это был ласковый, и открытый мальчик, в нем дед с бабкой души не чаяли и очень сильно любили.
4 слайд:
В детстве Сережа очень любил, как и вы, ребята, играть со сверстниками.
Это были различные игры: хороводы с пением закличек, народные игры городки, лапта, горелки. Зимой дети проводили время за зимними забавами – катанием с гор на санках, играм в снежную крепость со снежками.
5 и 6 слайды: Многие игры, в которые играли дети в далёкие времена, дошли до нас. Они называются народными подвижными играми и вам знакомы: «Горелки», хороводная игра «Заря» и другие.
Инструктор: Вы хотите поиграть в игры?
Давайте вспомним интересную народную игру «Почта». А Настя будет почтальоном.
Основная часть:
Построение в колонну подвое. Команда: Налево! Построение в 2 шеренги. Команда:разомкнись!
Игра «Почта»
Ребёнку надевается кепка почтальона, даётся в руки колокольчик.
Инструктор: Почтальон будет первым узнавать новости от меня и сообщать вам. А уж вы старайтесь повторять движения – кто лучше сделает, то и будет почтальоном.
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города…
- А что в городе делают?
Инструктор говорит почтальону движение, то произносит и показывает детям, те повторяют.
Движения:
1. головой кивают; (наклоны головы вперёд-прямо,6 раз)
2. силу показывают;(руки к плечам – в стороны – к плечам, 8 раз, выполняется под счёт.
3. по сторонам смотрят;(ноги на ширине плеч, руки на пояс. Повороты вправо – влево, по 4 р. в каждую сторону)
4. на лодках плывут;(сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги вытянуть, сгибание – подтягивание ног к себе, разгибание, 6 раз. Метод. указания: выполнять одновременно под счёт, пятки подвигать как можно ближе.)
5. на одной ноге стоят;(на счёт 4 менять ногу. Метод. указания: руки на пояс, стоим прямо, ровная спина)
6. приседают; (ноги узкой стойкой, руки на пояс. Приседания с разводом коленей в стороны и выносом рук вперёд, 6 раз. Инд. работа с детьми)
7. прыгают;(ноги вместе, руки на пояс. Лёгкие подскоки в чередовании с ходьбой,2 раза)
8. воздушный шар надувают;(упражнение на дыхание: руки через стороны вверх, вдох через нос, выдох через рот, 3 раза)
Инструктор: Что ж почтальон, все новости городские ты нам рассказал, а теперь мы тебе покажем настоящую деревенскую игру «Горелки» так, как в неё играли у нас в детстве Есенина в селе Константиново. А горелкой будет почтальон. Сначала давайте вспомним правила игры.
Игра «Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле. Гляди на поле.
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звезды горят, журавли кричат : гу-гу-убегу.
Раз, два не воронь, а беги, как огонь!»
После последних слов, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки, успели взять друг друга за руки прежде, чем горелка запятнает одного из них. То они встают впереди первой пары, а горелка, вновь горит.
Игра повторяется 4 раза, инструктор предлагает детям назвать самого ловкого «горелку».
Инструктор: В вседавние времена дети любили играть в игры, где нужно было подражать животным. Вот сейчас мы поиграем в игру, где нужно подражать петуху. Игра называется «Петух». А петуха мы выберем считалкой – закличкой из этой игры (считает ребёнок):
Тух – тух, ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит:
Ку – ка – ре – ку!
Дети считалкой выбирают ведущего, на него надевается шапочка петуха.
Игра «Петух»
Все играющие встают в круг, руки на пояс. Игроки идут с подскоками (прыжки с ноги на ногу, высоко поднимая колени по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух, ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом. В ходе игры инструктор напоминает, что бегать по залу нужно не сталкиваясь друг с другом. Игра повторяется 3 раза, со сменой направления движения. Подводится итог игры – какой петух быстрее всего поймал ребят.
Инструктор: Конечно же на Руси всегда любили водить хороводы и взрослые, и дети. А дети играли в интересные хороводные игры. Вы хотите поиграть в хороводную игру? Какую? (ответы детей). Давайте поиграем в хороводную игру «Заря». Ребята, выберите сами, кто будет ведущим. Молодцы, я рада что вы умеете договариваться и без спора выбрали зарю.
Игра «Заря»
Дети встают в круг, держатся за руки, медленно идут по кругу и говорят:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
В это время ведущий заря идёт противоходом с наружной стороны хоровода и держит голубую ленту. С окончанием слов дети останавливаются и опускают руки, а ведущий за их спиной осторожно кладёт ленту одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по круг, стремясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится Зарёй.
Инструктор подаёт сигнал «Беги!», чтобы дети одновременно бежали в разные стороны. Игра повторяется 3 раза, со сменой направления движения.
Инструктор: Вот в такие игры играл и маленький Серёжа Есенин. А сейчас поиграем в другую хороводную игру - музыкальную на стихи С. Есенина.
Игра «Ау! »(Музыкальная на стихи С. Есенина, проводит воспитатель)
Воспитатель: В круг вставай, раз, два, три! Взялись за руки? Поём вместе со мной под музыку и внимательно смотрим, на кого я покажу – он поёт «Ау!», а ведущий отгадывает. Кто хочет быть ведущим и стоять в кругу? (выбирается ребёнок – ведущий, считалкой, считалку произносит воспитатель)
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!
Спит медведиха, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
Ау!
Плачет она и трясет головой:
— Детушки-дети, идите домой.
Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву:
— Эй ты, откликнись, кого я зову!
Игра хороводная, повторяется 1 раза с хороводом в разные стороны.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, осень. Есть много стихов и об этом прекрасном времени года – осени. Давайте вспомним, прочитаем и покажем знаменитое стихотворение Есенина об осени «Нивы сжаты».
Упражнение на релаксацию «Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты Руки прямо перед собой, сжимание и разжимание пальцев
Рощи голы Поглаживание рук (поочерёдное)
От воды туман и сырость Медленное поднимание рук вверх
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось Опускание рук с медленным вращением кистей
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось, Руки на плечи, сгибание и разгибание рук (в стороны - к плечам)
Что совсем - совсем немного
Ждать зимы седой осталось Руки на плечи, сгибание разгибание рук (вниз коснуться ног- к плечам)
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане: Руки на поясе, пружинка с поворотом
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани Приставные шаги вправо-влево
Нивы сжаты Руки прямо перед собой, сжимание и разжимание пальцев
Рощи голы Поглаживание рук (поочерёдное)
От воды туман и сырость Медленное поднимание рук вверх
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось Опускание рук с медленным вращением кистей
Выполняется с построением в круг. В конце упражнения дыхательное упражнение «Солнце скатилось»- 2 раза.
Инструктор: Ребята, представили осень? Помогло вам стихотворение С. Есенина? Наше занятие подошло к концу, что мы узнали на нём интересного? (ответы детей). Правильно, мы вспомнили творчество нашего земляка – поэта С. Есенина, вспомнили и поиграли в игры Рязанского края. Вы хотели бы на следующем занятии разучить новую народную игру? Обязательно разучим и поиграем А какая игра вам сегодня понравилась больше всего? (ответы детей).А игра «Петух» понравилась?
Сюрпризный момент
Воспитатель: Я принесла вам настоящего петуха со сладкими подарками – это леденцы – петушки. Такими леденцами лакомились дети и в давние времена.
Инструктор: Занятие окончено. Направо! За ведущим (называется имя, т. к. дети стоят в кругу) из зала шагом марш!