Ховренкова Татьяна
Интегрированное занятие «Гость на гость — хозяйке радость». Рисование «Дымковская лошадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
• Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
• Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
• Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
• Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу», песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
• Развивать внимание, мышление, память.
Публикация «Интегрированное занятие „Гость на гость — хозяйке радость“, Рисование „Дымковская лошадка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
• Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи : круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
• Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
• Воспитывать аккуратность в работе.
• Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.
Предварительная работа:
Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.
Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.
Методы и приё мы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.
Подготовка к занятию :
Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка», песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись, русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая, подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух).
Ход занятия:
Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка».
В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.
Матрё на Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. «Гость на гость – хозяйке радость». Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость». (Ответы детей). А сейчас я вам загадку загадаю:
В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
(Печь)
Может быть кто – то стихи о печке знает?
Ребё нок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка.
Матрё на Ивановна:
На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша - еда наша». А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)
А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?
(Ответы детей)
Матрё на Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?
(Ответы детей)
Матрё на Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша».
Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.
Матрё на Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость». Пришли к нам Ваня и Дуня.
Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.
Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.
Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?
( Ответы детей: «Русские народные костюмы»)
Матрё на Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?
(Ответы детей)
Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?
А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)
(Проводится индивидуальная работа)
Матрё на Ивановна:
А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?
(Ответы детей.)
Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)
А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответы детей.)
Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?
(Ответы детей.)
Правильно: штаны и сапоги.
Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.
А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.
Матрё на Ивановна:. (Садит кукол за стол.)
Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»
(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)
Матрё на Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку) :
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.
Один из участников — «коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.
«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)
Матрё на Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.
(дети садятся на лавочку).
Матрё на Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?
(Детям загадываются загадки.)
Матрё на Ивановна:
А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споё м:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик).
Матрё на Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?
(Ответы детей)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?
– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный).
– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко».)
– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка»? (Зайчику)
Звучит русская народная музыка.
Матрё на Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?
(Ответы детей)
Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.
Рисование - «Дымковская лошадка».
Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Садятся за столы.
Матрё на Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?
(Лошадка).
Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку) :
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
(Ответы детей)
Матрё на Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.
(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи : кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.
Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?
(Ответы детей)
Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.
Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.
Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.
Используемая литература:
* Документ ФГОС ДО,
* «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
* Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г. ,
* «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
* Интернет – сайты.