альфия васильева
Интегрированное занятие для средней группы «Белая березка под моим окном»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для средней группы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное уиреждение
д/сад с. Каменно-Ангарск.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
конспекта НОД
по теме
«Белая березка под моим окном»
Средняя группа
Воспитатель:
Васильева Альфия Чингисовна
с. Каменно-Ангарск
Содержание:
1. Введение …. …. ….3
2. Цель методической разработки …. ….5
3. Цель, задачи педагогического мероприятия….5
Публикация «Интегрированное занятие для средней группы „Белая березка под моим окном“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
4. Конспект НОД ….….7
5. Заключение ….…. 13
5. Список литературы ….14
6. Приложение 1 «Рисунки воспитателя А. Ч. Васильевой «Белая берёза»….15
7. Приложение 2 «Картины русских художников»…. ….16
8. Приложение 3 «Иллюстрация «Лес» …. …. 18
9. Приложение 4 «Иллюстрации «Троица»…19
10. Приложение 5 «Графическая схема изображения модели берёзы»…. …21
11. Приложение 6 «Д/и «Чей листок?»…22
12. Приложение 7 «Иллюстрации «Берёзовая поленница»…. 23
13. Приложение 8 «Изделия из древесины берёзы»…. 24
14. Приложение 9 «Изделия из бересты»…26
15. Приложение 10 «Практическое использование берёзы человеком в лечебных целях»…28
16. Приложение 11 «Банные принадлежности»….30
Введение
Наше общество переживает глубочайший кризис в своем развитии. Идет «борьба добра со злом».
Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности, сопереживания, соучастия. Отсюда и кризис общественного образования и воспитания.
Издавна отечественная педагогика радела о развитии духовно-нравственной сферы сознания человека, что ставило целью воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, скромным, уважительным, трудолюбивым.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияло на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, культуры русского народа, особенно актуально, так как общество нуждается в образовательных духовно-нравственных моделях.
Но нарушения происходят не только в обществе, но и биосфере. Растительный мир – главный компонент биосферы, поэтому вопрос гуманного отношения к растительному миру является актуальным.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В. А. Сухомлинский утверждал, что природа является сильнейшим средством воздействия, прекрасным методом воспитания.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития у детей экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманном отношении к ней.
Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека и первый этап в системе экологического образования. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем, формируется базис его личностной культуры.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое движение души ребенка, зависящее от степени наблюдательности, нравственности чувств.
Отсюда наступает важный момент перевода сопереживания к сочувствию и содействию.
Здесь уже встает вопрос практического характера – как учить?
Перевод к содействию, на мой взгляд, надо начинать с наблюдения как с основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.
Кстати, этот метод целесообразно использовать со средней группы.
Необходимо использовать и другие наглядные методы:
- показ демонстрационного материала;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведение дидактических игр;
- экскурсии;
- моделирование.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений;
- беседе с элементами диалога;
- проведении игр (Д. И., П. И., С. Р. И.);
- загадывании загадок;
- чтении с родителями.
Практический метод:
1. Организация продуктивной деятельности.
2. Проведений игр (строительных, подвижных).
3. Проведение экскурсий.
4. Организация досуга с родителями
Аннотация. Используя данную методическую разработку, мы открываем дошкольникам путь к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Данная методическая разработка предназначена для проведения ознакомительного педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет в соответствии с календарно-тематическим планированием МКДОУ детский сад с. Каменно-Ангарск по теме «Деревья, кустарники. Сибирь-край, в котором я живу». Может представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения педагогических мероприятий по образовательной области «Познание».
Цель мероприятия: Формирование предпосылок экологического сознания и начал экологической культуры, познавательного интереса к окружающему миру у детей среднего возраста посредством созерцания природы и сопереживания ей. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.
Задачи:
• Образовательные:
- расширить представления детей о самом любимом и почитаемом дереве нашей Родины – березе, о ее значении в жизни человека: хозяйственном, оздоровительном, эстетическом, патриотическом;
- познакомить детей с русско-народным творчеством: стихами, загадками, песнями и сказками о березе;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- продолжать расширять представления детей о труде взрослых, народных промыслах;
- обогащать сенсорный опыт детей через знакомство с широким кругом предметов и новыми способами их обследования;
- обучать приёмам конструирования из бумаги путём сгибания листа пополам и приклеивания к основной форме;
- совершенствовать умения сравнивать предметы по величине;
- активизировать и обогатить словарный запас на основе знакомства с новыми предметами.
• Развивающие:
- развивать психические процессы: мышление, воображение, умственные способности, память, эмоциональную сферу через познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность;
- развивать навыки самообслуживания при подготовке к занятию и после его завершения;
- развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность;
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- формировать умение создавать коллективные произведения;
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, как украшению нашей земли, как к живому созданию, нуждающемуся в нашей любви и заботе;
- продолжать воспитывать любовь к родному краю;
- расширять представления о правилах поведения в лесу;
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми через различные виды деятельности.
Обогащение и активизация словаря: Родина, малая Родина, природа, растения, береза, береста, поленница, дрова, веник, баня, кадушка, деготь, березовый сок, почки, музей, аптечка, уголь, париться, путешествие.
Тип мероприятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: беседа; художественное слово; загадка; пояснения; показ; поощрение; самостоятельная деятельность детей; игра.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, диск с русской народной музыкой, мультимедийная установка, берёзовый веник, горячая вода 600, кадушка, шапка для бани, берёзовые поленья и чурки, модель печки, изделия из бересты и древесины, берёзовый сок, дёготь, мазь вишневского, угольные таблетки, дектярное мыло, сухие берёзовые почки.
Демонстрационный: картины, иллюстрации русских художников о природе, презентация, изделия из бересты, графическая модель березы.
Раздаточный: клей ПВА, кисти, салфетки, простой карандаш, береста, трафарет с листьями деревьев.
Предварительная работа:
Беседы о малой Родине, о русской природе;
Чтение художественной литературы о природе;
Разучивание песен, стихов, отгадывание загадок;
Продуктивная деятельность: рисование;
Обучение моделированию;
Экскурсии в парк, наблюдение за деревьями и кустарниками;
Семейные чтения и выход на природу с родителями.
Изготовление макетов и поделок… …
1. Cюрпризный момент
Стук в дверь, входит курьер и приносит письмо.
(Воспитатель читает). Ребята, это письмо от Сибирячка, он приглашает нас в путешествие по родному краю. Шлёт нам даже карту с маршрутом, по которому мы его отыщем.
-А вы хотите путешествовать?
(ответы детей)
- Молодцы!
2. Основная часть.
Дети рассматривают карту и обнаруживают там схему путешествия и стрелочки, по которым надо следовать к Сибирячку.
Сибирячок: здравствуйте ребята! Вы получили моё письмо? Я приглашаю вас продолжить путешествие по родному краю и узнать много интересного.
Показ слайдов с картинами русской природы под музыкальное сопровождение (Приложение 1)
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной на век любимый,
Где найдешь еще такой,
Где найдешь еще такой!»
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что вы увидели сейчас на слайде?
(ответы детей)
- Да, правильно: красивый лес, поля, луга…
- Ребята, а что такое лес?
(ответы детей) А ещё, лес – это главное богатство Сибири.
- Правильно: это деревья, кусты.
- Ребята, а чем отличается дерево от куста? (у дерева один ствол, а у куста много) (ответы детей).
- Сравните дерево и куст по высоте (дерево выше, а куст ниже).
- Дорогие ребята, я хочу вам рассказать об одном дереве, оно самое любимое у нас на Родине.
- Давайте отгадаем загадки, о каком дереве идет речь.
Загадки:
1.«Вы меня узнаете по простой примете, нет дерева белей на свете» (береза.)
2.«Ствол белеет, шапка зеленеет» (береза).
3. «Стоит в белой одежке, свесив сережки» (береза)
Беседа о берёзе.
- Молодцы, ребята! Конечно, это русская березка!
- И с ней белоствольной красавицей мы с вами сегодня познакомимся поближе.
- Художники, очарованные её красотой, писали картины.
Просмотр слайдов с берёзовым лесом. (Приложение №2)
Д. И. «Опиши берёзу по картинке» (Приложение №3 Берёза, ветка берёзы, серёжки)
--берёза – дерево лиственное
-листочки округлой формы, как сердечки
-цветы берёзы это серёжки (какие они)
Д. И. «Чей листок?» (Приложение №4 Лист тополя, рябины, берёзы)
П. И. «листопад». Собери только берёзовые листья.
Д. И. «Угадай время года» А вы умеете, ребята, слушать?
- поэт С. Есенин очень любил берё зку и так писал о ней: (Чтение стихотворения ребёнком)
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом будто серебром
И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне!
Вопросы детям. Какое время года? Как выглядит берёзка?
Беседа о пользе берёзы.
Ребята, берёза не только дарит нам свою красоту, но приносит большую пользу для людей.
- Старые, сухие деревья – березы рубили на дрова, которыми отапливали избы. Дрова люди складывали в поленницы. При сжигании таких дров в избе становилось очень тепло (Приложение5)
- Я для вас тоже приготовила берёзовые полешки. Дрова можно брать руками, не опасаясь занозок (Дети рассматривают, исследуют на ощупь).
Предлагаю поиграть в игру «Сложи поленницу».
П/игра «Сложи поленницу».
- Молодцы, вы умеете не только дружно играть, но и складывать дрова.
Беседа о бане.
Ребята, дровами также отапливают бани. А что такое баня?
Правильно, - это место, где моются и парятся. (Приложение №6)
Давайте наложим дрова из поленницы в печку, чтобы нагреть воду: она нам сейчас пригодится.
Опытно-экспериментальная деятельность.
- А сей час ребята я вам что-то покажу. Угадайте, что это? (показать березовый веник).
- Молодцы, угадали! Это веник. Такие веники заготавливают из молодых березовых веток летом вначале июля, сушат в тени и затем парятся в бане!
Веником шлепают все тело, особенно спину и ноги. Это очень полезный массаж, при этом исходит запах свежих березовых листьев. Париться березовыми вениками в бане – это русский обычай.
Вопрос детям:
Давайте ребята рассмотрим наш веник. Дети обследуют веник. Ребята, веник какой? Сухой, царапает, таким веником приятно ли будет париться в бане?
Конечно нет!
- Давайте проведем опыт и запарим сухой веник горячей водой.
- А где же нам взять её?
Начало опыта: Запариваем сухой веник, закрываем крышкой (температура воды – 60 гр.). Пока наш веничек запаривается, мы с вами разомнёмся.
Физкультминутка: 2 раза
«Этот веничек для нас
Сделает такой массаж.
Начинаем с ножек
Хлоп – хлоп,
А теперь потопай
Топ – топ.
Ручки дружно протяни
И похлопать разреши!
Ну-ка жару поддавай
Спину парить подставляй!
Ой, нагрелась голова
Шапку одевать пора!»
(Через несколько минут осторожно вытащить веник, немного остудить и дать потрогать.)
Ребята, потрогайте осторожно веник и скажите, какие стали листья? Правильно! Мягкие, теплые, нежные, мокрые листья.
После бани всегда очень хочется пить. Я предлагаю продолжить путешествие, пройти в фитобар Сибирячка, где мы можем попить берёзовый сок.
(Звучит отрывок из песни)
«Открой нам Отчизна просторы свои.
Заветные чащи открой ненароком.
И так же, как в детстве, меня напои
Березовым соком, березовым соком
Сибирячок, а теперь ведика нас в свою лесную. аптеку
Беседа о полезных свойствах берёзы. (Приложение№ 7)
- Березка не только дарит нам свою красоту, но и лечит.
Сибирячок, а теперь веди ка нас в свою лесную. аптеку.
- 1. Из коры делают деготь. Он входит в состав знаменитой мази Вишневского, которая лечит язвы и раны, имеет явный запах дегтя (дать понюхать детям);
2. При сжигании березовых дров остается уголь, его используют при расстройстве желудка;
3. Березовый сок содержит много полезных веществ, витаминов. Дает нам много сил и энергии.
-Ребята, наше путешествие мы продолжаем просмотром выставки изделий из бересты и древесины берёзы.
- А вот ствол березы всегда белый, в любое время года. Почему? Потому что кора у нее белая, ее называют – берестой.
- Народные умельцы делали из бересты красивые шкатулки, туески, панно.
) (Приложение 8).
- Из дерева березы делают легкие лыжи, ложки, кадушки и расчески, из лыка плетут корзины и лапти.
Показ вышеперечисленных изделий (Приложение9)
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в оркестр, где инструментами будут ложки.
Игра на ложках под музыкальное сопровождение.
Сибирячок и говорит: «ребята, вам понравилось путешествие по моему краю?»
-Ребята! Мы сегодня очень много узнали о берёзке, какая она? Чему мы научились у березки? Как мы будем относиться к природе, к лесу?
(ответы детей)
(чтение стихотворения ребенком)
«Мы березку посадили,
Теплою водой полили.
Тихо ветер, не шуми
И березку не буди.
Солнце ясное, смотри
Ты березоньку не жги!
Только дождик можешь лить,
Чтоб березку освежить.
Ты топор остановись
И березке поклонись!»
Хоровод с сибирячком. Под музыкальное сопровождение (Приложение 10)
КОНЕЦ.
Заключение:
Дети, присутствующие на таком занятии, несомненно, узнают много интересного о русской природе, о лесе, о белоствольной красавице березе.
Узнав о ее уникальности, красоте и пользе, будут бережно относиться не только к березе, но и к другим деревьям, ко всему живому. Более того, выйдут на новый уровень межличностных отношений, научатся любить окружающий мир и сопереживать всему живому.
Как показывает опыт, такие дети являются примером для своих родителей. Благодаря своему чистому сердцу, искренностью, непосредственностью, эмоциональностью, они адекватно оценивают «не очень хорошие» поступки родителей. Любящие родители, в свою очередь, невольно будут «меняться к лучшему», контролировать свои поступки, речи, намерения. И вот уже изменилась семья. А благочестивые семьи способны «вылечить общество».
Работая над конспектом занятия и методической разработкой, я пришла к выводу, что для достижения реального результата, этого очень мало. Занятие ограниченно временем его проведения. Детям очень мало дается его (времени) для развития самостоятельности, выражения своей индивидуальности.
И опять мы озадачены вопросами:
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?
Как научить детей ценить мир и справедливость?
Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Более точное, на мой взгляд, решение проблемы я нашла у автора Л. М. Степановой. Она пишет, что: «Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающем миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе – нам помогает метод проектов.»
Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- время реализации проекта от 2-х недель до 1 месяца, что дает возможность детям полностью усвоить материал, сделать свои выводы;
- это метод, идущих от детских потребностей и интересов.
Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Проект включает три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
В постановке задач, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю,но важна и помощь родителей. В практической реализации проекта принимают участие дети.
Очень хочется верить, что придёт время, когда мир может ответственно провозгласить – всё хорошее на Земле и от человека!
Д/игра «наряди берёзку» (Приложение 3).
Материалы: Графическая схема модели изображения берёзы, черные треугольники, зеленые березовые листья и сережки из бумаги.
Цель: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях строения и внешних признаках березы.
Задачи:
1) Помочь описанию растения березы с помощью готовой модели;
2) Предложить составлять панно с изображением березы методом отбора и выкладывания моделей.
- Ребята, вы правильно назвали все признаки, части дерева берёза, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает?». Мы должны все вместе нарядить берёзку.
- Посмотрите, какие красивые деревца у вас получились.
- Теперь мы их приклеим на ватман и у нас получится панно: «берёзовая роща» - подарок для Сибирячка.
Список литературы
1. Андреева Е. К. Союз с природой. – М. : Знание, 1985. – 80с.
2. Иванова Т. В. ребенок и окружающий мир: Явление общественной жизни. – В. Карифей, 2008.
3. Петров В. В. Мир лесных растений. – М., 1978.
4. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
5. Рябинин Б. С. О любви к живому. М., 1966.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Воспитание гражданина. – М. ,1979.
1. Белый А. В. На Руси березы о чем то шумят : Детский экологический журнал Свирель/ под редакцией Г. Турчиной: - М. : Лазурь, 2000