Мария Хроменкова
Интегрированное занятие «Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Звуки [С], [С’]. Буква «С». Арифметические задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Познакомить детей с понятием «атмосфера», выяснить её состав, строение и особенности изучения. Уточнение знаний о звуках [С], [С’]. Упражнять детей в выделении звуков [С], [С’] в словах и определении позиций звуков в словах. Продолжать знакомить с буквой «С» как письменным обозначением звуков [С], [С’]. Закреплять умение детей делить слова на слоги. Тренировать в составлении предложений по опорным словам. Совершенствовать навык чтения. Познакомить детей с компонентами простой арифметической задачи : условие, вопрос, решение, ответ. Закреплять знания о последовательности чисел натурального ряда. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию. Развивать мелкую моторику, координацию речи и движения. Обогащать кругозор. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Публикация «Интегрированное занятие „Атмосфера — воздушная оболочка Земли, Звуки [С], [С’], Буква „С“, Арифметические задачи“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
- На прошлых занятиях мы с Грамотейкой узнали, что находится внутри нашей планеты. Грамотейка на этом не останавливается. И теперь ему очень хочется узнать, что за голубое свечение исходит от Земли, когда он смотрит на неё из космоса в своем летательном аппарате?
Атмосфера – газовая оболочка нашей планеты, которая вращается вместе с Землей. Газ, находящийся в атмосфере, называют воздухом. Атмосфера соприкасается с гидросферой и частично покрывает литосферу. А вот верхние границы определить трудно. Условно принято считать, что атмосфера простирается вверх приблизительно на три тысячи километров. Там она плавно перетекает в безвоздушное пространство.
Химический состав атмосферы Земли
Формирование химического состава атмосферы началось около четырех миллиардов лет назад. Изначально атмосфера состояла лишь из легких газов – гелия и водорода. По мнению ученых исходными предпосылками создания газовой оболочки вокруг Земли стали извержения вулканов, которые вместе с лавой выбрасывали огромное количество газов. В дальнейшем начался газообмен с водными пространствами, с живыми организмами, с продуктами их деятельности. Состав воздуха постепенно менялся и в современном виде зафиксировался несколько миллионов лет назад.
Главные же составляющие атмосферы это азот (около 79%) и кислород (20%). Оставшийся процент приходится на следующие газы: аргон, неон, гелий, метан, углекислый газ, водород, криптон, ксенон, озон, аммиак, двуокиси серы и азота, закись азота и окись углерода.
Кроме того, в воздухе содержится водяной пар и твердые частицы (пыльца растений, пыль, кристаллики соли, примеси аэрозолей).
В последнее время ученые отмечают не качественное, а количественное изменение некоторых ингредиентов воздуха. И причина тому – человек и его деятельность. Только за последние 100 лет содержание углекислого газа возросло в десять раз! Это чревато многими проблемами, самая глобальная из которых – изменение климата.
Формирование погоды и климата
Атмосфера играет важнейшую роль в формировании климата и погоды на Земле. Очень многое зависит от количества солнечных лучей, от характера подстилающей поверхности и атмосферной циркуляции.
Рассмотрим факторы по порядку.
1. Атмосфера пропускает тепло солнечных лучей и поглощает вредную радиацию. О том, что лучи Солнца падают на разные участки Земли под разными углами, знали еще древние греки. Само слово "климат" в переводе с древнегреческого означает "наклон". Так, на экваторе солнечные лучи падают практически отвесно, потому здесь очень жарко. Чем ближе к полюсам, тем больше угол наклона. И температура понижается.
2. Из-за неравномерного нагревания Земли в атмосфере формируются воздушные течения. Они классифицируются по своим размерам. Самые маленькие (десятки и сотни метров) – это местные ветра. Далее следуют муссоны и пассаты, циклоны и антициклоны, планетарные фронтальные зоны. Все эти воздушные массы постоянно перемещаются.
3. Атмосферное давление – еще один фактор, влияющий на формирование климата. Это давление воздуха на поверхность земли. Как известно, воздушные массы перемещаются с области с повышенным атмосферным давлением в сторону области, где это давление ниже. Ученые доказали, что от атмосферного давления зависит даже самочувствие человека.
Просмотр видео «Строение атмосферы».
Обучение грамоте. Звук и буква С/с.
Учебник, стр. 22
— Смотрите на рисунки и слушайте слова: кактус, фикус, ананас.
— Какой последний звук вы слышите в этих словах? (звук [с])
— Смотрите на рисунки и слушайте слова: самокат, собака, санки.
— Какой первый звук вы слышите в этих словах? (звук [с])
— Посмотрите в зеркало и четко произнесите звук [с]. Когда мы его произносим, наши зубы почти сомкнуты, губы растянуты в улыбке, кончик язык упирается в десны за нижними зубами, образуя воздушной струе преграду. Этот звук согласный. Голос не присутствует, голосовые связки не дрожат, поэтому этот звук глухой. И еще нужно сказать, что звук [с] — твердый.
При этих словах педагог показывает синий кружок.
— Потому что есть очень похожий звук, но только мягкий — [с’].
При этих словах педагог показывает зеленый кружок.
— Сравните: [с] – [с’], [с] – [с’], [с] – [с’], [с] – [с’], [с] – [с’].
Педагог показывает поочередно синий и зеленый кружки.
— Звук [с] может находиться:
— в начале слова: самолет, стакан, стол, сын;
— в середине слова: усы, носок, каска, капуста;
— в конце слова: нос, баркас, матрос.
Педагог произносит слово, выделяя голосом звук [с], и одновременно показывает соответствующую схему.
— Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [с] :
[а], [с], [м], [у], [н], [с], [с], [о], [р], [ф], [с], [ы], [х];
ас, на, су, сту, ом, ус, сы, мы, он, ос, сво.
При правильном ответе педагог показывает синий кружок.
— А теперь слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [с’] :
[с], [с’], [с’], [с], [с’], [с], [с], [с], [с’], [с], [с], [с’], [с], [с’], [с’], [с], [с], [с’];
ась, ас, ис, ас, ус, усь, ысь, ос, ась, ус, ос, ось, ись, ис.
При правильном ответе педагог показывает зеленый кружок.
— Смотрите на рисунки и слушайте первое слово: каска.
— Определите, какой в этом слове звук : [с] или [с’].
— Продолжаем: сарафан, скалка, лось, колесо, рысь, ласты, автобус, апельсин.
Глядя на рисунки, ответьте на вопросы:
— В каких словах звук [с] находится в начале слова? (сарафан, скалка)
— В каких словах звук [с] находится в середине слова? (колесо, ласты)
— В каком слове звук [с’] находится в середине слова? (апельсин)
— В каких словах звук [с’] находится в конце слова? (лось, рысь)
— Посмотрите, какой буквой мы обозначаем звук [с] и звук [с’].
Педагог демонстрирует букву С/с.
— Послушайте внимательно и скажите, сколько звуков вы услышали : [ас]. (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Сколько звуков вы услышали : [ус]? (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Сколько звуков вы услышали : [ис]? (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Прочитайте первую строчку.
— Послушайте внимательно и скажите, сколько звуков вы услышали : [са]. (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Сколько звуков вы услышали : [со]? (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Сколько звуков вы услышали : [су]? (два звука)
— Какой звук первый, какой звук второй?
— Прочитайте вторую строчку.
— А теперь внимательно посмотрите на третью строчку. Прочитайте ее. Обратите внимание на подстрочные знаки.
— Прочитайте следующие строчки.
Выполнение заданий в рабочих листах :
1. Смотрите на рисунки и слушайте слова: кактус, самолет, капуста, самовар, ласты, скрипка. Где находится звук [с] : в начале слова, в середине или в конце.
2. - Закрасьте треугольник синим цветом в нужном месте (в начале слова, в середине или в конце).
3. Найдите букву С/с среди других букв и выделите ее по образцу.
4. Напишите букву С по образцу.
5. Запишите под диктовку: ас, су, ис, сы, со; иса, сун, аси.
- Послушайте несколько слов, потом повторите только те из них, в которых есть звук [с] : лес, мак, стол, дым; посуда, лак, сова, лапа; вата, дом, усы, сапоги.
- Послушайте пары слов и назовите то, в котором есть звук [с’] : сито, сом; мост, гусь; селедка, соль.
Подведение итогов:
- С какой буквой мы познакомились? (с буквой С/с)
- Какие звуки обозначает эта буква? (звуки [с], [с’])
-Звуки [с], [с’] гласные или согласные? (согласные.)
Динамическая пауза «Зарядка с царевной».
Математика. Решение арифметических задач.
Задача 1. Инопланетянину Грамотейке вчера подарили воздушные шарики. Давайте посчитаем, сколько шаров ему подарили. Дети: Один, два, три, четыре. (Педагог прикрепляет изображение шариков к доске).
- Положите такое же количество кругов себе на стол.
Запись на доске и у детей на столах: 4
- А сегодня подарили ещё 1 воздушный шарик. (Прикрепить его на доску немного в стороне от 4-х).
- После этого шариков стало больше или меньше? Дети: Шариков стало больше.
- Насколько стало больше шариков? Дети: Стало больше на 1 шарик.
- Какой знак мы должны поставить после первого числа? Дети: Мы должны поставить знак плюс.
- Почему? Дети: Он показывает, что мы выполняем действие сложение, увеличиваем первое число.
- Положите плюс на стол.
Запись на доске и у детей на столах: 4 +
- Насколько увеличилось количество шариков? На сколько шариков стало больше? Дети: Шариков стало больше на 1.
Положите это число на стол. Теперь положите знак равенства.
Запись на доске и у детей на столах: 4 + 1 =
- Что показывает первое число? (Сколько шариков подарили вчера.)
- Что показывает второе число? (Сколько шариков подарили сегодня.)
- Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про шарики? (Сколько шариков стало.)
- Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:
Запись на доске и у детей на столах: 4 + 1 = 5
- К 4 прибавить 1. Получится 5 шариков.
Вторая задача – задача от обезьянки. На завтрак обезьянам принесли бананы. Посчитаем хором, сколько их. (Один, два, три, четыре, пять, шесть.)
- Положите это число себе на стол.
Запись на доске и у детей на столах: 6
- Один банан обезьяны съели сразу. (Отодвинуть один банан на доске немного в сторону от остальных).
- После этого бананов стало больше или меньше? (Бананов стало меньше.)
- Насколько стало меньше бананов? (Бананов стало меньше на 1.)
- Какой знак мы должны поставить после первого числа? (Мы должны поставить знак минус.)
- Почему? (Он показывает, что мы выполняем действие вычитание, уменьшаем первое число.)
- Положите минус на стол.
Запись на доске и у детей на столах: 6 -
- На сколько уменьшилось количество бананов? (Количество бананов уменьшилось на один.)
- Положите второе число на стол. Теперь положите знак равенства.
Запись на доске и у детей на столах: 6 – 1 =
- Что показывает первое число? (Сколько бананов принесли на завтрак.)
- Что показывает второе число? (Сколько бананов съели обезьяны сразу.)
- Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про бананы? (Сколько бананов после этого стало.)
- Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ: Из 6 вычесть 1. Получится 5 бананов.
- Правильно, стало 5 бананов.
Выполнение заданий в рабочих листах :
1. Напиши цифры.
2. Составь и реши задачи.
3. Поставь знаки.
Пальчиковая гимнастика «Кольцо», «Кулак, ребро, ладонь».
Игра «Найди Закономерность».
Нарисуй в рамках недостающие рисунки.
Игра «Земля, вода, воздух».
Посчитай предметы, относящиеся к земле, воде и воздуху. Напиши цифру в пустом квадратике.
Графомоторика.
Повтори узор.
Прощание.