Белова Эльвира Юрьевна
«Космическое путешествие Незнайки». Интегрированное открытое занятие с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие».
Цель занятия:
Продолжать формировать представления детей о космосе и космонавтах.
Задачи:
Закрепить представление о Солнце и планетах.
Обогащать словарь детей по теме «Космос».
Учить отвечать на поставленные вопросы.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать посильную помощь друг другу.
Образовательные задачи:
Продолжать формировать у детей представление о целостной картине мира.
Обобщить знания детей о космосе: в космическом пространстве есть звезды, планеты, кометы, спутники.
Закрепить начальные представления о строении солнечной системы: в центре находится Солнце, а вокруг него вращаются шесть планет.
Уточнить знания об отличии звезд от планет.
Систематизировать знания детей о покорителях космоса: кто был первым космонавтом, какими качествами должен обладать космонавт, какие предметы и оборудование нужны ему для успешного полета.
Развивать коммуникативные навыки детей:
Закрепить умение отгадывать литературные загадки, понимать переносное значение выражений, объяснять свою отгадку, развивать объяснительную форму речи;
Развивать умение составлять рассказ о планете, используя полученные ранее знания.
Активизировать словарь детей: звезда, планета, названия планет Солнечной системы, карта солнечной системы; космический корабль, космонавт, спутник, скафандр.
Развивающие задачи:
Развивать социально-личностную сферу ребенка:
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение выслушивать и дополнять высказывания других детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников – первых покорителей космоса.
Воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь и поддержку.
Предварительная работа:
Попросить детей рассказать о своих любимых мультфильмах о космосе.
Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях, космонавтах.
Беседы: «Наша солнечная система», «Как человек космос покорил»
Знакомство с картой Солнечной системы.
Изготовление макета Солнечной системы совместно с детьми.
Просмотр презентации «Космос»
Чтение литературной сказки Катаев В. П. «Цветик – семицветик»
Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей», студия «ТО Экран», режиссёр коллектив авторов, 1971-1973.
Загадывание загадок про космос
Конструирование дома из счетных палочек по образцу.
Наблюдение за солнцем на прогулке.
Разучивание физкультминутки «Космонавт»
Оборудование и материалы:
Игрушка Незнайка
Цветок с шестью лепестками для заданий
Макет солнечной системы
Воздушные шарики и мелкие гайки
Счетные палочки
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей
Ход НОД
Дети входят в группу и выстраиваются полукругом.
Воспитатель:
«Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей, дружок.
Рука другу, рука другу
Передаём тепло по кругу»
После приветствия ребята проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, гости нашего космического путешествия! Сегодня, я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по космосу!
Ребята, наш Незнайка оказывается улетел на Луну и не может вернуться обратно на нашу планету Земля! У меня есть волшебный цветок, с помощью его лепестков мы можем помочь Незнайке. Поможем?
Ребята: Да!
Воспитатель: А для того, чтобы у нас появилось задание нам нужно произнести волшебные слова.
Воспитатель берет первый лепесток с заданием и произносит волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись первое задание!»
Ребята, вот и появилось наше первое задание:
Это загадки! Но не простые, а космические. Слушайте внимательно!
Воспитатель загадывает загадки (все сидят на стульчиках)
Космические загадки:
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскраске военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят,
Ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с первым заданием. Сейчас мы с вами возьмём следующий лепесток и узнаем наше следующее задание.
Волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись второе задание!»
Воспитатель: Сейчас нам нужно будет с вами и вашими родителями пройти к космическом столу.
Ребята и родители подходят к столу.
Воспитатель: Посмотрите, нам нужно будет с вами сделать звуки вращающихся звёзд.
Эксперимент «Звуки вращающихся звёзд»
Для опыта понадобятся: воздушные шарики на каждого ребёнка, мелкие гайки.
Воспитатель: Гайку просунем внутрь шарика и надуваем его. Пальчиками закрутил горловину шарика и, придерживая руками шарик, будем его раскручивать. Затем остановимся шарик и услышим необычный звук.
Дети и родители проводят эксперимент.
Воспитатель: Когда мы раскручивать шарик, то предмет в нем начинает бегать по кругу с огромной скоростью. Когда мы остановили крутить шар, гайка внутри него продолжает своё движение. Перекатываясь на большой скорости внутри шарика, она заставляет поверхность шарика вибрировать, то есть двигаться мелко-мелко. Эти мелкие движения шарика передаются воздуху внутри шарика и вызывают в нем воздушную волну. А уже наши уши воспринимают эту волну как звук.
Воспитатель: Здорово! Вместе мы с вами справились со вторым заданием.
Ребята и родители после выполнения задания садятся на свои места.
Воспитатель берет третий лепесток
Волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись третье задание!»
Воспитатель: Ребята, что это за шкатулка?
Воспитать берет появившуюся шкатулку (шкатулка стоит в пространстве группы).
Открывает её и достает картинки (Гагарин, Белка, Стрелка)
Воспитатель: Нам с вами нужно назвать «Кто изображён на картинке?».
Воспитатель: Показывает картинку с Гагариным Ю. А. 12 апреля1961 года, в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Это был наш российский человек. Кто знает, как его звали?
Ребята: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Да, ребята, первым в мире человеком, совершившим полет в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. На космическом корабле «Восток» он облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики.
Молодцы ребята!
Воспитатель показывает ребятам две картинки с Белкой и Стрелкой.
Воспитатель: Ребята, а кто изображён на этих картинках?
Ребята: Белка и Стрелка.
Воспитатель: Правильно, это Белка и Стрелка. На этом их космическая карьера завершилась, больше на земную орбиту они не путешествовали. Став знаменитостями после полёта, они ездили на интервью, их показывали детям в школах и детсадах, жили они долго, а Стрелка даже оставила после себя потомство. Один её сынок – Пушок был подарен жене американского президента.
Вот так на самом деле всё и было. Наши верные друзья готовы служить верностью и преданностью не только на Земле, но и в космосе. Потому берегите своих питомцев.
Молодцы ребята!
А нас ждут следующие задания!
Воспитатель берет четвертый лепесток.
Волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись четвёртое задание!»
Воспитатель: Ребята, во время полёта космонавты испытывают сильные перегрузки, и чтобы подготовиться к ним свой организм, нам нужно сделать зарядку.
Ребята встают со своих мест, выходят в центр группы.
Физминутка «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлёт (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берётся руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: Молодцы, с заданием все справились! Продолжаем дальше.
Воспитатель берет пятый лепесток.
Волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись пятое задание!»
Воспитатель: Сейчас нам нужно пройти за наши космические столы и построить дом с помощью счетных палочек.
Ребята вместе с воспитателем проходят к столам, где заранее приготовлено занятие. Игровое упражнение «Строим дом».
Предложить детям построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом был повернут в другую сторону.
Ключевые слова: длинный, короткий.
После окончания задания ребята возвращаются на свои места.
Воспитатель: И с этим заданием справились! Молодцы!
Воспитатель берет шестой лепесток и говорит волшебные слова.
Волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Появись шестое задание!»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались на Луне и чтобы вернуться обратно нам нужны ракеты. Давайте подойдём к нашим космическим столам, где ждёт нас Незнайка.
Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так долго вас ждал, что думал уже никто не поможет мне вернуться обратно! Я очень рад нашей встречи!
Ребята: Здравствуй, Незнайка!
Воспитатель: Незнайка, когда ребята узнали о том, что ты не можешь вернуться с Луны, мы сразу же отправились в наше космическое путешествие к тебе на помощь.
Незнайка: Какие же вы молодцы! А теперь за дело!
Ребята садятся за столы.
Во время аппликации звучит спокойная, тихая музыка.
Аппликация «Ракеты»
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим:
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили –
Пускай теперь летят!
В отважных космонавтов
Играет детский сад!
Незнайка: Ребята, посмотрите, какие у нас замечательные получились ракеты!
Воспитатель: Теперь садимся по своим ракетами и отправляемся обратно на планету Земля.
Ребята возвращаются на свои места.
Незнайка: Спасибо вам большое ребята, что помогли мне вернуться домой. У меня для вас есть небольшой сюрприз «Космические раскраски».
Незнайка раздаёт детям раскраски.
Ребята: Спасибо! Нам очень понравилось путешествовать по космосу.
Воспитатель : Были рады тебе помочь вернуться обратно.
Незнайка: Ребята, вот и подошло наше время к концу и нам с вами пора прощаться.
Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать»
Дети по очереди занимаются пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки.
1,2,3,4,5 – Дети вращают кистью, которая сжата в кулак.
Будем в космосе летать
1 – комета
2 – планета
3 – луноход
4 – звездолет
5 – земля, - Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого.
До свидания друзья! – Дети машут кистью руки, как бы прощаясь.
Незнайка: До свидания!
Воспитатель: До новых встреч!
Завершение: Вот такое удивительное космическое путешествие приключилось с нами. Надеюсь, что Незнайка больше не полетит на Луну.
Используемая литература: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» конспекты занятий в разных возрастных группах.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».