Надежда Бушкова
Интегрированное открытое занятие в старшей подгруппе «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям марийского народа;
ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного быта, марийским фольклором: пословицами, загадками, играми; закрепить знание марийских народных сказок;
закрепить умение изображать на объёмном предмете элементы марийского орнамента.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Интегрированное открытое занятие в старшей подгруппе „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к марийскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: сундучок, предметы обихода и макеты, запись марийских народных мелодий, иллюстрации к марийским народным сказкам.
Словарная работа: старина, серп, сито, сувенир.
Ход занятия:
Воспитатель: Салам лийже, йоча-влак! Добрый день, ребятки! Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня я буду исполнять роль мудрой бабушки. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, детки, в какой республике живете?
(В Марий Эл).
Значит, я – бабушка мудрости марийского народа.
Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость?
(ответы детей)
Правильно, детки. Я живу на свете уже много лет и много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. И вот дошли до вас. Все, что я знаю, отдаю людям. Сегодня мы постараемся узнать с вами много интересного о том, как жили наши прадедушки и прабабушки. А если сказать точнее, о вещах, которыми они пользовались и о вещах, которые есть до сих пор в нашей жизни.
В старину, ребятки, в каждой избе стоял красивый большой сундук.
А для чего он был нужен в доме?
(В нём хранили одежду, ценные вещи).
Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке.
И у меня есть сундучок, и сегодня он хранит в себе много интересных вещей. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, нужно произнести волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!»
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? Дети произносят волшебные слова.
(Воспитатель открывает сундук.)
Воспитатель: Сколько же здесь всего интересного спрятано! Хотите узнать? Тогда отгадайте старинную марийскую загадку.
- Не дерево, а с листья есть. Не одежда, а нитками прошита. Не учитель, а людей всему научит. (Книга)
- Правильно, ребята, это книга. (Достаёт сборник марийских сказок)
Ребята, вы узнали эту книгу, какие произведения в ней спрятались?
(Марийские народные сказки)
Сейчас мы проверим, знаете ли вы марийские сказки. Я вам покажу иллюстрацию к сказке, а вы называете её.
(Показывает иллюстрации к сказкам, дети узнают и называют)
Молодцы, детки, порадовали бабушку. В моём сундучке ещё много интересных вещей лежит. Продолжаем отгадывать мои загадки:
Горбатая старуха по полю ходит,
Всё поле острижёт. (Серп)
(Достаёт макет серпа)
- Ребята, а вы знаете, для чего нужен серп?
(Дети отвечают)
В старину не было зерноуборочных комбайнов, поэтому рожь и пшеницу мужчины косили косой, а женщины жали серпом.
У марийцев даже есть пословица о том, что каждый делает свою посильную работу.
Алиса, знаешь такую пословицу?
Алиса:
- Маленькой лошадке большой воз не под силу.
Следующая загадка:
В поле с братьями стоит
Усиками шевелит.
Станет золотым, созреет –
Тебя хлебом угостит. (Колосок)
(достаёт колосок)
Дарина с Ваней нас познакомят с марийскими пословицами о трудолюбии, о том, что не нужно лениться.
Дарина:
Человек трудится – земля не ленится;
Человек ленится – земля не трудится.
Ваня: Без хлопот и труда растёт не рожь, а лебеда.
Заглянем дальше в сундучок, что припрятал, мой дружок?
Сам в избе, голова на улице. (Гвоздь)
(достаёт гвоздь)
Среди марийцев и раньше было много мастеровых: строителей, плотников, столяров. Они не любили много болтать языком, а любили работать руками.
Алёша знает пословицу, которая говорит об этом.
Алё ша: Словам не верь, делам поверь.
- У меня ещё одна загадка в сундучке. Она про то, без чего человек долго не проживёт.
Сквозь мелкий лесок идёт белый снежок. (Сито)
- Ребята, для чего нужно сито?
(Чтобы просеивать муку, а потом печь хлеб или пироги)
- Правильно, голодный работник много не наработает.
Наши ребята знают марийские пословицы об этом.
Оксана: Жареный, да с маслом – так и старый лапоть съешь.
Саша: Проголодаешься, так и ржаной хлеб калачом покажется.
Но нельзя сказать, что наши марийские предки всё время только работали и думали о еде. Нужно было и одеваться красиво, и следить за собой.
Следующие загадки об одежде и о предметах, без которых не обходилась и не обходится ни одна девушка.
В одну дыру влезаю, из трёх вылезаю. (Рубаха, платье)
Зубов много, а ничего не ест. (Гребень)
Само гладкое блестит, взглянешь – посмотрит, улыбнёшься - улыбнётся. (Зеркало)
- Да, ребята, в зеркале каждый видит себя, а мы все разные. Никита знает интересную марийскую пословицу об этом.
Никита:
И пальцы на руках неровны, и люди неодинаковы.
После нелёгкого труда людям требуется отдых. Раньше не было ни телевизора, ни компьютера, марийцы в старину отдыхали, собираясь в деревне на посиделки, на весёлые вечёрки. Играли на музыкальных инструментах, пели песни.
У меня в сундучке остались ещё две загадки.
Возьмёшь в руки – заиграет, ставишь рядом – замолкает. (Гармошка)
Посреди поля голосистая кукушка кукует. (Колокольчик)
Наша Оксана знает марийский стишок про колокольчик.
Оксана: Мыйын изи онгырем
«Тилин-тилин» йынгырта.
Йогын вуд гае шокта,
Шушпык семын муралта.
(Мой маленький колокольчик
«Тилин-тилин» звенит.
Словно ручеёк течёт,
Как соловушка, поёт)
В моём сундучке не один, а два колокольчика. Предлагаю поиграть в марийскую народную игру «Ший онгыр» («Серебряный колокольчик»)
(Проводится игра. Дети встают в круг, двоим, рядом стоящим, дают по колокольчику. Каждый, позвонив в колокольчик, передаёт его рядом стоящему. Тот, позвонив, передаёт дальше. Когда колокольчики «встречаются», дети ставят колокольчики на пол и после слов
«Ший онгыр йынгырта,
Мемнам куржаш тарвата!»
(«Серебряный колокольчик звенит,
Пробежаться нам велит!») - бегут по внешней стороне круга. Кто прибежал первым, тот звенит в колокольчик, он победитель. И так несколько раз)
Мы уже много говорили о том, что марийский народ очень трудолюбивый, но, как сказал Алёша, - «Словам не верь, делам поверь».
Давайте мы покажем нашим гостям, что мы тоже ребята трудолюбивые, талантливые. Предлагаю приготовить для гостей подарки – сувениры. Сувенир – это памятный подарок близкому или дорогому человеку.
У нас есть заготовки колокольчиков, сейчас вы их украсите марийским орнаментом.
Вспомним, что такое орнамент?
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;
Какие цвета используются в марийском орнаменте?
(Зелёный, красный, жёлтый, чёрный)
Какие элементы можно встретить на изделиях, украшенных марийским узором?
(Растительные, животные, геометрические)
Итак, приступаем к работе. У нас есть заготовки колокольчиков, кисточки, гуашь – всё, что нужно для художников.
(Дети начинают расписывать подготовленные заготовки из бросового материала – верхней части пластиковой бутылки, предварительно покрашенной в белый цвет)
По окончании росписи проводится оценка работ детьми и педагогом.
- Когда колокольчики высохнут, мы сможем их подарить нашим гостям.
Тау, йоча-влак! Спасибо вам, ребятки, спасибо, гости дорогие! Чеверын! До свидания!
Всем спасибо за внимание!