Марина Андреева
Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные знакомые кристаллы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное открытое занятие
по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Удивительные знакомые кристаллы»
Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.
Задачи:
1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Публикация «Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные знакомые кристаллы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.
Предварительная работа:
1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Свойства предметов»
4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.
5. Беседы по технике безопасности.
6. Проведение исследований, опытов.
Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.
Оборудование: Игрушка Незнайка; мешочки с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, клей ПВА, краски, трафареты цветов – все по количеству детей; емкости под сахар, соль, воду; соль (крупного и мелкого помолов, морская соль, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра; чупа-чупсы.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу :
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!
- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!
- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.
Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение. А вот наш друг Незнайка печальный. У него случилась неприятность. Он купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые мешочки и теперь не знает, что где лежит. Просит вас ему помочь.
Поможем Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Для начала мы расскажем и покажем, откуда берутся соль и сахар.
Ребенок: Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).
Ребенок: Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду.
Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).
Воспитатель: Какие виды соли вы знаете? Покажите, пожалуйста.
Дети: Каменная соль, Йодированная соль, морская соль. (показ образцов).
Воспитатель: А теперь мы расскажем, как добывают сахар.
Ребенок: Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).
Ребенок: В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).
Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?
Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра. (показ образцов).
Физкультминутка:
Ты друзей не обижай,
Не дерись и не толкай.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево.
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Мы тихонечко присядем,
И немножечко приляжем.
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ноги
И похлопают ладони.
Повернёмся мы направо,
Не начать ли всё сначала?
Воспитатель: Теперь приступим к исследованию. Предлагаю сесть за столы. Перед вами два мешочка Незнайки. Попробуем на ощупь определить, где находится сахар, а где соль.
Дети пробуют определить.
Опыт 1.
Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости.
Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 2.
Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.
Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 3.
Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?
Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.
Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 4.
Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?
Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 5.
Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю налить воды и перемешать ложечкой вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.
Дети: Вещества исчезли. Они растворились.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 6.
Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.
Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?
Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.
Проводится игра «Полезные кристаллы». На мольберте прикреплены картинки изображением вниз. Дети их переворачивают и рассказывают, где используется то или иное вещество.
Воспитатель: Чудесные кристаллы соли мы можем использовать не только в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве, с помощью их мы можем создавать красивые картины. Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству. Для начала мы разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Воспитатель: Ребята, в городе с каким названием живет Незнайка?
Дети: Цветочный.
Воспитатель: Я предлагаю для Незнайки и его друзей выполнить рисунок солью «Цветы».
После нанесения соли на клей воспитатель загадывает загадки:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает (сахар).
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда (соль)
Чай мне мама наливает:
— Ты вприкуску, или как?
— Мне совсем не надо чая,
Лучше съем его я так.
(Сахар)
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели (соль)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.
Незнайка: Ребята, большое вам спасибо за рассказ. Пока вы рисовали солью, сахар превратился в сладкий сюрприз – чупа-чупсы.