ольга кочеткова
Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного нод по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Удивительные свойства воды».
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1. уточнить представления у детей о свойствах поверхности воды;
2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
3. продолжать формировать у детей навыки проведения опытов;
Публикация «Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
4. формировать представления детей о безопасности на воде.
5. формировать у детей представление о том, что такое цунами, о правилах безопасного поведения при цунами.
Развивающие:
1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности;
2. развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
3. развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природному ресурсу - воде;
2. воспитывать уважительные отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Средства обучения и воспитания: презентация Power Point «Удивительные свойства воды», видеоролик «Правила безопасного поведения при цунами», «Безопасность на воде», аудиозапись «Морская песня», мольберт с закрепленным листом бумаги формата А1, маркеры, тазик, пластиковая бутылка, тазик с водой, ведро с водой, компьютер, проектор, аудиопроигрыватель, маленький бумажный кораблик – 2 шт., глобус, указка, 2 табуретки.
Ссылки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=xZm6ukDpq9s – «Безопасность на воде».
https://www.youtube.com/watch?v=auOjfjF5e3Y – «Правила безопасного поведения при цунами».
Планируемые результаты:
• Дети расширят представления о свойствах поверхности воды;
• Дети проявят интерес к опытно – экспериментальной деятельности;
• У детей сформируются представления о правилах безопасного поведения во время цунами и на воде;
• У детей сформируются навыки уважительного отношения при детско-взрослом взаимодействии;
• Дети обогатят словарь по данной теме;
• У детей активизируются навыки сравнения, обобщения, способности анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети отвечают. На экране проектора транслируется первый слайд и изображением воды.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Воспитатель: О каких свойствах воды вы уже знаете?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: На экране буду появляться картинки и с их помощью мы будем назвать, какое свойство воды на ней зашифровано! Вдруг мы о чем-то забыли. И на мольберте будем схематично обозначать эти свойства и признаки. Вы согласны?
На экране появляются изображения картинок, характеризующие такие свойства воды, как:
- способность занимать форму того сосуда или предмета, в который она налита (слайд 2);
- прозрачность (слайд 3);
- отсутствие запаха (слайд 4);
- отсутствие вкуса (слайд 5);
- три агрегатных состояния: жидкое, твердое, газообразное (вода, лед, туман) (слайд 6);
- текучесть (слайд 7).
Воспитатель и дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, для чего вообще нужна вода?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: А как к ней полагается относиться?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, мы назвали все свойства воды?
Дети отвечают.
Воспитатель: А чтобы это узнать у меня для вас есть еще одна загадка. Отгадаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: Его не вычерпать ложкой, и не засыпать песком.
Дети отвечают.
Воспитатель: Море оно какое? Что у него бывает?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: У моря, у реки или океана, или даже у той воды, что в стакане есть поверхность. Как вы думаете, что это такое?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Поверхность – это верхний слой! Сейчас на экране будут появляться изображения (слайд 9,10,11, подойдите и с помощью указки покажите, где поверхность того или иного предмета, хорошо?
Дети отвечают и преступают к выполнению задания.
Воспитатель: Так что же такое поверхность?
Дети обобщают рассуждения, делают вывод.
Воспитатель ставит тазик с водой на стол и предлагает детям указать, где находится поверхность воды.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы сказали, что у моря бывают волны, что оно может волноваться. А как образуются волны?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Мы с вами сейчас сможем сделать волны? Что нам для этого понадобится?
Дети размышляют.
Опыт 1. «Воздействие на поверхность воды». Ход: воспитатель и дети приходят к выводу о том, что волны образуются в результате ветра. Пробуют создать волны с помощью вентилятора, затем просто дуют на поверхность воды, на которой расположен маленький кораблик. Приходят к выводу о том, что чем сильнее ветер, тем волны больше. Затем с помощью пипетки капают каплю в тазик с водой и смотрят на то, как меняется поверхность воды – образуются круги.
Воспитатель: Хорошо! А теперь давайте зарисуем на мольберте такое свойство воды, как способность поверхности воды под воздействием ветра превращаться в волны, а при попадании капли на поверхность – появление кругов!
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Настало время размяться! Предлагаю поиграть во всеми любимую игру «Море волнуется раз».
Звучит аудиозапись «Морская песня», дети и воспитатель играют в игру «Море волнуется».
Воспитатель: А как нужно вести себя у водоема, существуют какие-то правила безопасного поведения?
Дети отвечают. Воспитатель предлагает просмотреть видеоролик «Безопасность на воде».
Воспитатель: А знаете ли вы, что еще может ожидать мореплавателей в их путешествии помимо волн?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Иногда, в море образуются воронки! Если они очень большие, то могут затянуть целую лодку. Вы видели когда-нибудь, как вода сливается воронкой? Где? А обращали ли вы внимание, в какую сторону сливается вода?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель достает глобус и просит показать детей, где на глобусе мы живем, дети выполняют задание: Мы проживаем в северном полушарии, здесь вода сливается в воронке против часовой стрелки. А в южном полушарии – наоборот.
*Если дети спрашивают – почему в разных полушариях вода в воронке сливается в разных направлениях, то воспитатель задает детям вопрос: а как вы самостоятельно можете об этом узнать, без моей помощи? Дети размышляют и приходят к выводу, что могут прочитать книги (читающие дети, посмотреть в Интернете с взрослыми или самостоятельно, спросить у родителей. Воспитатель просит детей воспользоваться одним из перечисленных способов добычи информации и на следующем задании рассказать, почему так происходит.
Воспитатель: В море воронки образуются из-за движения морского дна. Давайте с вами попробуем воспроизвести ворону в море и посмотрим, уцелеет ли наш кораблик.
Опыт № 2. «Воронка и корабль». Воспитатель ставит на стол модель морской воронки. Тазик с отверстием в центре. В отверстие закреплена пластиковая бутылка с открытым горлышком. Тазик ставится на две табуретки, бутылка остается между двух ними в подвешенном состоянии. В тазик до краев вливается из ведра вода и ставится бумажный кораблик. Вывод: вода действительно может образовывать воронку, которая сливается в определенном направлении, а именно против часовой стрелки. Кораблик не уцелел.
Воспитатель: Чтобы обходить такие воронки в море, капитан корабля должен обладать хорошими навыками мореходства. Давайте зафиксируем на мольберте свойство воды – образовывать воронки под воздействием движения морского дна.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Мы говорим, что движения морского дна могут привести к образованию воронок. А знаете ли вы, что под водой случаются землетрясения?
Дети отвечают.
Воспитатель: В результате этих землетрясений дно становится то выше, чем было, то ниже и образуется цунами. Кто-то знает, что это такое?
Дети отвечают.
Воспитатель: Это большая-большая волна, которая стремится к берегу. Посмотрите на экран (слайд 12, 13). Как вы считаете, какие существуют способы защититься от цунами?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: предлагаю посмотреть видеоролик «Безопасное поведение при цунами».
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:
Воспитатель: Хорошо, мы с вами сегодня потрудились! Расскажите, о чем вы сегодня узнали? Что вам особенно понравилось, и осталось ли что-то непонятное?
Дети и воспитатель проводят рефлексию