Светлана Русакова
НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне, клюкве, шиповника и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;
2. Учить рассуждать, делать выводы;
3. Формировать умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней;
5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ: На связь с детьми выходит Лунтик (его изображение появляется на экране проектора)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Узнали меня. Мне баба Капа сказала, что сейчас осенью холодно и люди часто болеют, поэтому необходимо укрепить свой иммунитет. А я ведь совсем не знаю, что такое иммунитет и как его укрепить и почему осень, а я думал зима. Поможете мне?
Воспитатель: ребята, с какой же проблемой столкнулся Лунтик и как ему можно помочь? (лунтик не знает, что такое иммунитет, как его укрепить и думает, что сейчас зима)
-Докажите, что сейчас осень.
- Назовите осенние месяцы?
- Назовите мне признаки поздней осени?
- Верно, холодно. Люди часто болеют.
- Как можно защищаться от болезней? (тепло одеваться, употреблять витамины, делать прививки)
- Правильно, свежие фрукты и овощи содержат много витаминов. А бороться с простудой помогает витамин «С». Он содержится в основном в кислых плодах.
-А поможет нам узнать в каких продуктах находиться витамин с, вот это письмо.
-Ой, это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- И что это может быть? (а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)
– А разве бывают такие письма? (Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами лимоном или крахмалом)
- А, как узнать, что в нем написано? (развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо)
-Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водой). Появляется надпись
-Прочтите, что здесь написано. (карта)
- А как вы думаете, для чего нам послали карту? (версии детей)
- Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие по странам, где произрастают ягоды и фрукты богатые витамином С. А начать наше путешествие я предлагаю с нашей страны.
-Как называется наша страна? (Россия)
- Покажите на карте.
- Чем богата наша Россия? (лесами, полями, реками, озерами)
- В наших лесах витаминов видимо-невидимо!
По болоту мы пойдем,
Много ягоды найдем,
Прыгаем по кочкам,
Только на носочках.
Не намокнуть, чтоб в воде,
Прыгай на одной ноге!
Мы по кочкам проскакали,
В лес осенний мы попали!
На слайде появляется клюква
На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары.
- Что это за ягода? (клюква)
- Что вы знаете о клюкве?
- Молодцы! Но это еще не все секреты. Я предлагаю послушать Егора, который раскроет свою волшебную книгу и поделиться с нами своими знаниями о клюкве.
Егор: Клюква — северное растение. Она не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ледяных ветров. Растет в северных районах: в европейской части России, Сибири, на Камчатке, Сахалине. Особенно любит эта ягода разрастаться на моховых кочках торфяных болот. Недаром про нее говорят: «Ягодка клюква мхом утирается, мхом и укрывается».
Клюкву зовут «журавлиной ягодой». Журавли любят перед отлетом в заморские страны побродить по высохшим болотным кочкам и поклевать красную клюкву-ягоду.
Полыхает клюква на болотах
Россыпью багряною огней.
И уже готовится к отлету
Стая серебристых журавлей.
Все темнее и туманней ночи,
И вода в озерах — будто лед.
Бродит стая журавлей меж кочек,
Ягоду за ягодой клюет. —
Скоро в путь!
Лишь поклюем немного
Ягодку, что силу нам дает,
И тогда отправимся в дорогу —
В долгий и нелегкий перелет.
-Воспитатель: Спасибо Егор. Клюква необычайно богата ценными для человека веществами: в ней есть фруктовый сахар и витамин С.
- Какие напитки можно приготовить из клюквы? (морс, кисель, компот, варят варенье)
- Давайте попробуем приготовить клюквенный морс. (на экране схема приготовления морса)
-Ребята, обратите внимание на экран, здесь вы увидите схему приготовления морса.
- Расскажите последовательность приготовления морса. (чтобы приготовить морс, необходимо в стакан положить одну ложку толченой клюквы, ложку песку, затем залить кипятком и размешать)
- Молодцы! У нас получился отличный напиток для укрепления иммунитета!
- Подкрепились, а теперь нам нужно двигаться дальше.
Вот и оказались мы с вами в другой стране – Индии, где люди собирают
Фрукт, конечно, всем известный –
И красивый, и полезный.
Апельсину брат родной,
И душистый-то какой!
Жаль, что кислый очень он –
Витаминный фрукт. (лимон).
- А что вы знаете о лимоне? (ответы детей)
Вы сказали много интересного, но это еще не все секреты, я предлагаю послушать Леру Баранову, стать исследователями и узнать все о лимоне.
Лера: Лимоны растут в разных странах в Индии, Китае. Листья у лимона светло-зеленые, по форме от овальной до продолговатой. Поверхность листьев глянцевая, блестящая. Лимон обильно цветет весной, и осенью. Цветение каждого цветка продолжается 7-10 дней. Цветки лимона ароматные. Созревание плодов длится 8-9 месяцев. Созревший лимон с ветки не срезают, а откручивают.
Лимон очень интересный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого нам понадобятся два лимона один очищенный, второй обычный и два стакана с водой. Очищенный лимон я положу в стакан с водой. Что произошло? (утонул) Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон?
Проверим.
Что произошло?
- В чем же секрет? (секрет в кожуре)
-Воспитатель: Рассмотрим лимон повнимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
Воспитатель: Молодец, Лера, Вот, сколько много мы сегодня узнали о лимоне.
А сейчас отправляемся дальше.
По дороге мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
Ягодка так вкусна!
Мы едим ее с куста.
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
Попадаем в Китай (иллюстрация на экране)
Попали мы с вами в Китай. Давайте рассмотрим на карте, где расположен Китай.
Воспитатель:
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить.
(шиповник)
Воспитатель: Яна Лузина приготовила нам волшебную книгу о шиповнике. Хотите посмотреть?
Яна: Шиповник- это кустарник с шипами. Название этого растения произошло от слова «шип» – колючка. О нем говорили: «стоит древо, древо шемаханское, цветы ангельские, когти дьявольские». Это шиповник. Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витамина С и других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Царь Иван Грозный посылал целые отряды для сбора шиповника. Запасы плодов хранили для военных походов и поили настоем раненых воинов. Во время войны шиповник использовали для лечения раненных солдат. Издавна шиповник использовался и в качестве украшения. Женщины и девочки еще в первобытные времена носили из его плодов бусы. Во многих странах гирляндами из его цветков украшали невест, поэтов, героев, правителей. И еще запомните – нельзя собирать ягоды с тех кустов, которые растут возле дорог – они отравлены выхлопными газами машин. Такие ягоды вместо пользы могут принести вред.
Воспитатель: Спасибо, Яна. Вот сколько интересного и полезного мы сегодня с вами узнали. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В каких странах мы с вами были? Что узнали нового?