Елена Ширшина
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи
Образовательные:
- узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
- исследовать: можно ли получить соль из солёной воды путём её нагревания (выпарить соль из солёной воды)
-стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
-развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы;
Публикация «Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС „Выпаривание соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
-развивать творческие способности, воображение, любознательность;
- развивать объяснительную речь.
Воспитательные:
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
-воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Оборудование:
- спиртовка, столовая ложка; стаканы с водой, соль поваренная; ёмкости для декорирования цветной солью, воронки, ложки, цветная соль, стаканчики с выращенной солью, мультимедийная приставка, ноутбук, презентация для детей.
Пропедевтическая работа
- опыты «Испарение жидкостей»;
- опыт «Выращивание кристаллов»;
- работа с алгоритмами; зарисовка опытов.
Ход занятия
1. Подготовительный этап. (Слайд 1)
- Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась).
-Что значит испарилась? (Исчезла)
- Да, она исчезла, но не сразу. Сначала была большая, потом становилась всё меньше и меньше, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла.
- А что ещё может испаряться? (Вода, жидкости)
- Правильно, все жидкости могут испаряться: и вода, которая течёт из крана, и вода в реке, и в море, и в океане, и компот, одеколон, суп – все жидкости испаряются.
- Вы знаете, чем вода, которая течёт из крана, отличается от воды в море? (Вода в море солёная)
- Правильно, в море вода солёная, если её попробовать на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течёт из крана, - несолёная (пресная). Но мы знаем, что людям нужна соль.
2.- Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
– Пройдем в нашу лабораторию. Садитесь за столы.
Перед проведением опытов прослушайте и запомните правила лаборатории:
- отвечать друг за другом;
- не перебивать друг друга;
- выслушивать ответы товарища до конца;
- отвечать полным предложением.
- Что у вас на столах? (чашечка с солью, стакан с водой).
«Правила безопасности работы в лаборатории» (Слайд 2)
- Что у вас на столах? (чашечка с солью, стакан с водой).
- Рассмотрите воду. Какая она? (жидкая, прозрачная, без запаха, не имеет формы, пресная, бесцветная).
- Рассмотрите вещество в чашечке. Что это? Загадка – подсказка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.) Какая соль? Можно попробовать. (белая, кристаллы).
«Хлеб –соль» (Слайд 3)
На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль» - так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью: «Соль дороже золота»
«Откуда же берётся соль?» (Слайд 4)
Существуют соляные озёра, вода в которых очень солёная. Когда вода испаряется, соль, которая была в воде, остаётся.
Сейчас соль добывают со дна высохших озёр и даже тех, что ещё не высохли. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера…. Эту соль можно собирать и добавлять в пищу.
Машины отсасывают из озера воду, потом её выпаривают, и остаётся белый порошок, который мы каждый день видим в солонке.
Но можно и самим получить соль. Давайте проведём опыт и получим из солёной воды соль.
3.
Опыт 1 «Соль растворяется в воде»
- У вас стаканы с водой, а в баночке - соль
- Вспомним, что мы знаем о соли.
- Какая она на вкус? (солёная).
- Какого она цвета? (белого цвета)
- Мы рассматривали её через лупу, на что она похожа? (на кристаллики)
- Положите соль в воду, размешайте.
- Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – её же не видно?
- Как доказать, что она никуда не делась?
- Да, она осталась в воде – вода стала солёная (предлагает попробовать на вкус)
Какая солёная! Эта вода очень солёная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим, она растворилась в воде.
- Перед нами сложная задача: у нас есть вода с солью, то есть солёная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?
Слайд 5 (алгоритм)
- Вспомним наш опыт с выращиванием кристаллов соли
- Кто расскажет, как мы делали опыт? (ответы детей)
- Что произошло с водой? Куда она исчезла? (её становилось меньше и меньше – она испарялась.) Соль стала кристаллизоваться и покрывать нитку и стенки стакана кристаллами соли.
- Почему вода испарялась? (она стояла в тепле, около батареи).
Вывод: Значит, чтобы отделить соль от воды, её надо нагреть.
- Хорошо. А если солёную воду нагреть, то, что получится? (вода улетит, а соль останется)
- Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды.
Физминутка
- Пора возвращаться в нашу лабораторию. Сейчас я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в учёных
- Раз, два, три – покружись и в учёных превратись.
- Проходите в нашу лабораторию.
4.
Опыт 2
- Сейчас проведём опыт. Нагреем солёную воду и посмотрим, что же будет. - - Воду наливаем в столовую ложку (воспитатель берёт солёную воду из стакана у одного из детей). Нагревает солёную воду над пламенем спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.
- Видите, ребята, что происходит с водой? (Вода испаряется – уже появился пар. Это вода превращается в пар).
Через некоторое время на дне ложки начинает появляться соль.
- Ребята, видите, что там, на дне появилось белое? Что это? (Соль).
-Да, это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль.
- А куда же девалась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь есть соль, а вода исчезла.
-Правильно. Вода испарилась, а соль осталась.
5
Вывод:
- Солёную воду мы нагревали и она ….(испарилась)
- Вода превращается ….(в пар)
- Мы получили (выпарили… (соль)
- Скажите, какого цвета соль у нас на ложке (в стаканчиках в опыте с кристаллизацией соли)
- Может ли соль быть цветной? (да).
- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями).
- Цветную соль можно использовать для украшения дома (показывает бутылочку, декорированную цветной солью).
- Мы с вами будем декорировать бутылочки из цветной соли. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
- А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой.
Итог.
–Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились?