Юлия Швец
Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе «Музыка дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызывать у детей интерес к музыкальному искусству через слушание музыки.
Задачи по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» :
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
Развивать творчество и инициативу.
Формировать навыки учебной деятельности.
Темочки:
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов.
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Учить наблюдать, развивать любознательность.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Совершенствовать речь как средство общения.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Продолжать учить детей в согласовании слов в предложении.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Продолжать формировать интерес к музыке.
Развивать эстетические чувства, эмоции.
Расширять представления детей о музыке.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
Учить передавать в изображении основные свойства предметов, характерные детали.
Способствовать дальнейшему развитию движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитывать умение сохранять правильную осанку.
Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, организованность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
Столы, с приготовленным оборудованием для рисования.
Мольберты с эмоциональными открытками и линейно-цветовыми карточками,
выражающие эмоции радости и сердитости.
Два зонтика, один тёмного цвета, другой яркого цвета.
Корзинка для Осени с листочками, яблоком, помидором, огурцом, пшеничным колоском.
Столик с музыкальными инструментами : металлофоном и колокольчики.
Перед входом в зал лежит мосточек с «брёвнышками».
Фонограммы.
Письмо от Осени.
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях разучивалась песня-игра «Осень» сл. и муз. Л. Олиферовой. В конце игры Осень показывает детям большое яблоко (муляж) и отдаёт его кому-либо из участников игры. Дети под музыку передают яблоко по кругу из рук в руки. Тот, у кого яблоко осталось в руках по окончании музыки выходит на середину круга и пляшет с ним, импровизируя танцевальные движения, согласовывая их с характером музыки, а все дети хлопают.
Воспитатели для рисования «музыки дождя» заранее затонировали листы бумаги на каждого ребёнка для передачи образа «весёлого дождя». Тонировка проводилась акварелью, показан светлый тон неба с тучками, а осенний слой земли передан плавными переходами от жёлтого тона до- багряного.
С детьми разучена игра на восприятие характера музыки весёлой («Вальс-шутка»
Д. Шостаковича) и сердитой, колючей («Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка»).
Для усиления восприятия музыки использовались эмоциональные открытки и линейно-цветовые карточки, выражающие эмоции радости и сердитости.
Ход:
Зал празднично украшен: на центральной стене осенний пейзаж. На видном месте – удивлённое Облачко.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю на прогулку в осенний лес. А дорога туда лежит через лесную речку, которую можно преодолеть через
бревенчатый мостик. Ну что, согласны отправиться в путь? Тогда смелее идите за мной и
внимательно всё повторяйте.
Упражнение «Мосточек».
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише не спешите,
Брёвнышки не раскатите.
Музыкальный руководитель : Вот мы и попали с вами в осенний лес. Вы чувствуйте, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Слышите, как стучит дятел? Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите.
Что вы ещё увидели вокруг себя?
( Ответы детей: хитрую лису, ёжика.)
Посмотрите, внезапно на горизонте появилось маленькое Облачко. Послушайте, что оно нам говорит…
«Я принесло с собой дождь – тёплый, ласковый, короткий. Такой дождь любит солнышко, оно остаётся на небе, умывается и расстилается над всей землёй радужное полотенце.
Такой дождь любят и птицы, и травы, и грибы. Недаром люди называют его грибным».
О таком весёлом и быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь»
Самуил Яковлевич Маршак. Я вам его прочту.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А вмиг спустя
Мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.
Музыкальный руководитель : А теперь послушайте эту музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику и крыше, звенит, попадая на листья.
Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни – короткие, другие длинные. Так и у дождика – капли разные. Одни тяжёлые, длинные, другие – короткие, мелкие, лёгкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает. Попробуем сыграть эти звуки «музыки дождя» с помощью колокольчиков и металлофона.
Дети играют без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением.
А как же ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? Правильно нарисовать.
Занятие проводится в той части зала, которая подготовлена для рисования.
Отметить рисунки, соответствующие эмоциональному содержанию характеру музыки (радостные, добрые, светлые, солнечные).
Во время рисования звучит пьеса «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Закончить эту часть занятия выставкой рисунков, которые дети дарят Облачку.
Музыкальный руководитель : Музыка Д. Шостаковича помогла вам так выразительно изобразить весёлый дождь. С заданием вы справились. Однако скажите, дождь, который вы нарисовали, - это грибной дождь, весёлый, приветливый, звонкий? Или это ливень, который принёс сердитый, колючий и холодный осенний ветер? (Дети должны объяснить, что лёгкие штрихи и мазки разной длины изображают именно грибной дождь. И фон рисунков: радостный, весёлый, солнечный – тоже подтверждает, что это грибной дождь).
Музыкальный руководитель : А теперь споём песню, про такой весёлый дождик и потанцуем под музыку дождя.
Дети исполняют песню «Дождик» сл. и муз. Г. Вихарёвой.
Музыкальный руководитель : Ребята, я же совсем забыла. Сегодня я получила от Осени письмо, вот оно.
«Дорогие ребята? Если вы помните, я в прошлом году обещала вас пригласить к себе в гости, в мой удивительный сказочный лес. Если вы согласны, то похлопайте громко в ладоши и позовите меня: «Золотая Осень, встречи с тобой просим!» Я услышу вас и приду».
Музыкальный руководитель : Ну что, ребята, будем звать Осень?
Дети: Будем!
Дети зовут Осень, и она появляется под музыку.
Осень: Я, ребята, всех вам слышу,
Успокойтесь, тише, тише.
Я по лесу проходила,
Там порядки наводила.
Зверюшкам шубы я меняла,
Листвою землю укрывала.
А для белок и зайчишек
Запасла еловых шишек.
А для птичек есть рябинка,
Мишутке – мягкая перинка.
Музыкальный руководитель : Вот какая Осень-волшебница. Не о ком в лесу не позабыла. А может и для наших ребятишек подарки приготовила?
Осень: Для вас свои подарки
Я прячу там и тут,
Недаром многие меня
Волшебницей зовут.
Дети исполняют песню «Осень-гостья дорогая» сл. и муз. Л. Олиферовой. В конце песни проводится игра с Осенью.
Осень: А сейчас я проведу с вами ещё одну игру, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальцы
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём,
В садик осенний букет принесём! Сжимают и разжимают кулачки
Осень: Давайте представим, что мы осенние листочки.
Танец-импровизация с осенними листьями под музыку Леграна «Шербургские зонтики».
Музыкальный руководитель : Давайте теперь, ребята, попросим Осень поиграть с нами ещё в одну игру. Посмотрите, наше Облачко-тучка очень удивлённо смотрит на нас.
Но, она добрая. А дождик ей нужен для того, чтобы поливать траву, деревья и кусты.
Сейчас она с нами поиграет.
Проводится игра с тучкой «Настроение дождя» : если звучит музыка весёлого дождя, дети прячутся под зонтик с жёлтыми лентами, а если звучит тревожная, взволнованная музыка, то– под зонтик с серыми лентами.
Осень: Спасибо вам, ребята,
А теперь мне в лес пора.
С вами весело играть,
Песни петь и танцевать.
Я за всё благодарю
И подарки вам дарю.
Музыкальный руководитель : Дети, давайте Осень поблагодарим за угощение.
Дети: Спасибо!
Музыкальный руководитель : Мы потом их раздадим,
Всем подарочек дадим,
А листочки мы возьмём,
В нашу группу отнесём.
Будем группу украшать,
Тебя, Осень, вспоминать.
Любим мы твои дары,
Нет в году щедрей поры!
Под музыку Осень выходит из зала.
Музыкальный руководитель : Ребята, а мы с вами сейчас пойдём в садик угощаться подарками Осени. Отправляемся за мной в путь через речку.
Под весёлую музыку дети выходят из зала.