Волоскова Елена
Интеграция специалистов ДОУ как эффективная форма работы по формировании словаря у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель реформирования современной школы - повышение качества обучения. Это предполагает и повышение требований подготовки детей к обучению в школе. В связи с этим, особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовке к школе. Одним из таких симптомов является низкий, несоответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.
Публикация «Интеграция специалистов ДОУ как эффективная форма работы по формировании словаря у дошкольников» размещена в разделах
Каждое дошкольное учреждение находится в своих особенных условиях, однако всех их объединяет необходимость совершенствовать деятельность, повышать качество образовательных услуг. Модель выпускника детского сада предусматривает целевые ориентиры. На этапе завершения дошкольного образования речевое развитие ребенка предусматривает, что ребенок хорошо владеет устной речью, у него складываются предпосылки грамотности.
Успешное развитие речи у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе, что обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Участниками единого коррекционно-образовательного пространства в нашем детском саду являются: воспитатели, учителя-логопеды, психолог, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию, хореограф, инструктор по ИЗО деятельности.
Успех организации взаимодействия специалистов мы определили системой.
А именно, общие цели, разработка интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, коррекционно-образовательная деятельность, направленная на личностно-ориентированный подход, направленная на индивидуализацию и позитивную социализацию ребенка в коллективе. Также организацию образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Нашему детскому саду присвоен статус инновационной площадки АОУ ДПО УР ИРО по теме сетевого инновационного проекта «Проектирование и реализация эффективных практик взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста». Творческой группой детского сада разработан план работы по данному направлению. Одним из методов диагностики педагоги активно используют метод наблюдения. Так как в детском саду функционируют группы коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, то и разработка Адаптированных образовательных программ, также является неотьемлимой частью работы педагогов.
Более подробно хотелось бы остановиться на одном из разделов речевого развития - расширение и активизация словаря детей.
Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. И здесь, необходим комплексный подход, который предполагает: сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом.
Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты намечают единый комплекс совместной педагогической работы по формированию словаря детей. У каждого из них существует четко очерченный круг влияния:
• Учитель-логопед оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам, отбирает наиболее эффективные методы и приёмы, оценивает степень речевой готовности ребёнка к школьному обучению, контролирует организацию речевого пространства в группе, осуществляет контроль за качеством речевой работы с детьми. Так же в его функцию входит уточнение, расширение и активизация словаря детей. С целью обогащения словаря детей, совместно с воспитателями группы они планируют наблюдения, экскурсии, тематические выставки, проводимые в группе. Разрабатывается план по взаимодействию с социумом. Для осуществления взаимодействия с воспитателями ведется специальная тетрадь, в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Лексическая тема планируется на 1 неделю. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме каждый день. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь для занятий с логопедом, в которых выполняются задания и совместно с воспитателем.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда осуществляется с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, хореографом, инструктором ИЗО деятельности.
• Необходимо помнить, что воспитатель несет основную ответственность за развитие ребенка. Узкий специалист обладает широкими знаниями в своей области, но его главная задача состоит в оказании помощи воспитателям и родителям группы по раскрытию всех способностей дошкольника.
Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по накоплению и активизации словаря детей служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.). В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.
Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.
Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».
Речь воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
• Музыкальным руководителем и хореографом в разделе развития речи широко ведется работа по обогащению и активизации словаря детей. Активный словарь детей пополняется музыкальными терминами, названием музыкальных инструментов, при слушании музыкальных произведений, песен. Музыкальный руководитель способствует развитию музыкального и речевого слуха, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса, развивает ритмическую сторону музыкальных движений. Хореограф в своей работе активно использует логоритмику, объёдинение движений, музыки и речи. На занятиях дети запоминают много небольших стихотворений, чистоговорок, потешек. В ходе их разучивания использует работу над словарем.
• Коррекционно-развивающие занятия педагога - психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модульности, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развитие эмоционального отклика на явления окружающего мира. Эта работа ведется в соответствии с тематическим планом детского сада.
• Организация двигательной активности инструктором по физической культуре помимо развития общей и мелкой моторики, способствует развитию координационных движений, формированию дыхательной функции. В плане формирования словаря дети начинают четко диффиринцировать и активно использовать в речи такие слова, как строй, шеренга, пара, присед, полуприсед и т. д. Педагог формирует психофизические основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях. Закрепляет правильно произносимые звуки с помощью подвижных игр.
• В планах инструктора по ИЗО деятельности также отражена работа над развитием словаря детей. По окончанию занятий дети активно используют в речи такие слова, как жанр, натюрморт, горизонт, акварель, пейзаж, портрет. Могут сравнивать и описывать предложенные педагогом картины художников, описывать свои работы и оценивать работы своих товарищей.
В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении.
Традиционным в ДОУ стало такое мероприятие, как защита творческих проектов детьми старшего возраста. Это является своего рода испытанием по применению полученных знаний и навыков не только в познавательном развитии, но и в умении общаться на публику, донести информацию до слушателей и конечно же сформированная речь ребенка.
Условно процесс взаимодействия педагогов можно определить таким образом:
воспитатели с привлечением родителей активно работают над углублением представлений об окружающем мире, пополняют знания детей, закрепляют их через различные формы и методы, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируют речевые цели, технологии, содержание в повседневной жизни детей, стимулируют ихречевую активность, а все специалисты, работающие с этими детьми уточняют, формируют (вводят в словарь новые слова) и активизирут эти слова в речи детей. Необходимо отметить, что специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
Условия взаимодействия всех участников педагогического процесса:
- Необходимо, чтобы все специалисты четко представляли цель своей деятельности, которая заключается с одной стороны в полноценном развитии ребенка, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой;
- Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в речевом развитии (через консультации, «Школы», семинары-практикумы, «Гостинные»).
- Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно от простого к сложному, являющейся залогом успеха всей развивающей речевой работы.
- Последнее условие эффективного взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки (в нашем случае активное развитие словаря детей, свободное владение речью, как средством общения, и как результат всей работы в целом позитивная социализация ребенка в коллективе и в обществе в целом, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.
Педагогический коллектив совместно с родителями объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты коррекции речи.