Ковальчук Надежда Николаевна
Проект «Зимующие птицы нашего края — Югры» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Экологическое образование детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы позитивного отношения к окружающему миру, к природе родного края.
Публикация «Проект „Зимующие птицы нашего края — Югры“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В наши дни дети редко общаются с природой. А так хочется сказать: оглянись вокруг – и ты увидишь прекрасных птиц; прислушайся – и услышишь их звонкое пение; посмотри на деревья – и знай, что их лечат птицы. Значит, птицы – наши друзья, им нужно помогать! Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к познавательной работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью развивать познавательный интерес у старших дошкольников к зимующим птицам нашего края - Югры. В ходе реализации проекта с помощью родителей формировать у детей гуманное отношение к природе: любовь, заботу, помощь зимующим птицам (смастерить кормушки вместе с родителями и подкармливать наших крылатых друзей). Таким образом, мы покажем взаимоотношения природы и человека; будем убеждать дошкольников в том, что человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир.
Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы умения оказания помощи птицам зимой.
Вид проекта: групповой (с группой детей и их семьями, информационно – практико - ориентированный.
Срок реализации: 1 месяц и две недели (вторая половина ноября, декабрь).
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисковой и практической деятельности; развитие художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта «Зимующие птицы нашего края – Югры».
Задачи:
Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о зимующих птицах нашего края, которые обитают возле домов и в лесах, тайге; развивать познавательную активность.
Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам, практические умения сбора корма для них, подкормки крылатых друзей зимой, желание заботится о них.
Развивать самостоятельность.
Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.
Обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
В ходе проектирования дети:
• Различают зимующих птиц по внешнему виду; знают о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года и о пользе их в природе; знают, какие птицы обитают в тайге.
• Проявляют познавательные способности.
• Демонстрируют предпосылки поисковой и самостоятельной практической деятельности.
удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.
• Совершенствуют мелкую моторику рук.
Первый этап: «Рождение проблемы». В июне во время прогулки на территории детского сада ребята вместе с воспитателем увидели много упавших с берез сережек. Воспитанники начали собирать сережки в ведерки и спросили, что с ними можно делать. Воспитатель предложила: «А давайте много соберем, и зимой будем подкармливать птиц».
Целеполагание. Как сделать, чтобы зима была доброй для птиц.
Гипотеза: Если мы узнаем, какие птицы зимуют в нашем поселке, какой корм нужен для них, научимся делать кормушки, будем зимой подкармливать их, то поможем многим птицам пережить морозную и холодную зиму, они останутся живы. У нас появятся друзья – птицы, и в дальнейшем мы будем им помогать.
Что мы знаем о птицах: часто наблюдали за голубями, синицами, сороками, иногда встречали снегирей и ворон; снегири любят рябину, а голубей мы кормили крошками хлеба; птицы выводят птенцов в теплое время года.
Что мы хотим узнать? Какие птицы питаются сережками березы? Какой корм нужно собирать для подкормки птиц зимой? Когда начинать подкармливать птиц? Как изготовить кормушки? Из какого материала можно мастерить домики для птиц? Какие птицы обитают в лесу и почему их не наблюдаем на участке детского сада? Зачем птицы существуют в природе?
Вхождение детей в проблему. Игровой персонаж – кукла Сибирячка приносит детям «Птицу добрых дел» - рисунок. Дети договариваются делать добрые дела для птиц, а каждое доброе дело отмечают сердечком и дарят (закрепляют) птице. Когда сердечек будет много – птица им откроет секрет, который спрятан в конверте (приглашение на экологический праздник «Птицы – наши друзья!»).
Второй этап.
Планирование: составление совместного плана действий:
• Сфотографировать птиц, которые прилетают к нам на участок, обитают в поселке; наблюдать за ними возле кормушек.
• Собрать картинки самых разных птиц для изготовления коллажа.
• Продолжать собирать корм и подкармливать наших друзей.
• Посетить детскую библиотеку с родителями: подобрать художественную и энциклопедическую литературу по теме.
• Изготовить полумаски зимующих птиц для инсценировок и игровой деятельности; подготовить праздник для малышей детского сада.
Третий этап. Практическая часть: дети ищут, исследуют, экспериментируют, творят.
Тематическое планирование проекта:
Месяц, неделя: 2,3 неделя ноября.
Вид деятельности:познавательно - коммуникативная.
Мероприятия, формы и методы проведения:
1. Наблюдения: «Кто к нам в гости прилетает?», «Кто обедает в птичьей столовой?», «А у нас за окном?
2. Центр познавательной деятельности в группе «Почемучки»: сравнение самолета и птицы, чем отличаются, что общее (Почему самолета нельзя назвать птицей) Работа с моделями – птицы живые.
3. Целевая экскурсия в детскую библиотеку.
4. Чтение стихотворений Звягина В. «Воробушки».
5. Сравнение снегиря и свиристели.
6. Беседа: «Из какого материала можно смастерить кормушки для «птиц?»
Вид деятельности:НОД
«Птицы нашего двора» - ознакомительного типа.
Вид деятельности:игровая.
1. Дидактическая игра «Составь птицу из частей».
2. Словесные игры: «Скажи наоборот», «Спрячь слова в ладоши», «Скажи ласково».
Вид деятельности: театральная.
Инсценировка «Разговор через форточку»
Вид деятельности:трудовая.
Изготовление кормушек, сбор корма для птиц.
Вид деятельности:продуктивная.
Изготовление птиц из ниток.
Месяц, неделя: 1,2 неделя декабря
Вид деятельности: познавательно - коммуникативная.
1. Продолжаем наблюдать за птицами самостоятельно.
2. Центр «Почемучки»: сравнение домашней курицы, глухаря и тетерева; сравнение синицы и снегиря; сравнение рябчика и куропатки.
3. Разучивание стихотворений (пальчиковая игра): «Синица», «Снегирь»; чтение стихотворения «Глухарь»; Ивана Соколова Никитова «На вырубке», «Глухари», «У лесного озера».
Вид деятельности:экспериментальная деятельность.
Опыты:«Какие удивительные перья птиц» (использование лупы»,«Перья плавают или тонут».
Вид деятельности:игровая.
1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
2. Развивающая игра - «Птицы» - модели.
3. Словесные - «Какой птицы не стало», «Скажи ласково», «Спрячь слова в ладошки».
Вид деятельности:театральная
Инсценировка «Разговор через форточку», «Доживем до весны».
Вид деятельности:трудовая
Сбор корма для птиц, подкормка птиц.
Вид деятельности:продуктивная
1. Изготовления полумасок для инсценировок.
2. Изготовление коллажа «Птицы».
3. Панно «Животные в тайге».
4. Рисование картины «Снегири» нетрадиционным методом – отпечаток листьев.
5. Составление энциклопедии «Птицы».
Вид деятельности:[/u]музыкальная.
Уроки доброты: «Пение птиц», «Звуки леса».
Вид деятельности:[/u]двигательная.
Подвижные игры: «Сова», «Красногрудый снегирек», «Глухарята и тетеревята».
Вид деятельности:[/u]НОД
«Путешествие в тайгу» - углубленно – познавательного типа.
Месяц, неделя: 3, 4 неделя декабря
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Рассматривание картин, энциклопедий, наблюдение за птицами, подкормка их, деятельность в уголке по экспериментированию.
Вид деятельности:[/u]познавательно - коммуникативная.
Чтение художественной литературы по выбору детей (В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»).
Совместная деятельность:
1. Составление энциклопедии «Птицы».
2. Подготовка к празднику «В гости к малышам детского сада».
3. Вечер загадок о птицах
НОД «В гости к зимующим птицам нашего края» - обобщающего типа.
Работа с родителями:
1. Консультация «Покормите птиц зимой!».
2. Участие в акции «Покормите зимующих птиц!»
3. Проведение конкурса «Лучший домик для птиц».
4. Сбор корма вместе с детьми для птиц.
5. Изготовление дома с детьми плакатов; рисунков о зимующих птицах и их любимых деревьях.
6. Изготовление родителями электронных презентаций в слайдах: «Кому законы не писаны» - о клестах; «Тетерев и глухарь – лесные куриные птицы сибирских лесов».
7. Экскурсия в детскую библиотеку вместе с детьми и воспитателем.
8. Участие родителей в экологическом празднике «Птицы – наши друзья!»
Четвертый этап. Презентация:
• Экологический праздник с приобщением родителей «Птицы – наши друзья!».
• Праздник для малышей детского сада «Птицам нужно помогать!» (Инсценировка «Доживем до весны» и «Разговор через форточку», чтение стихотворений в ролях).
• Открытое мероприятие для воспитателей на районном методическом объединении "В гости к зимующим птицам нашего края!"
Список используемой литературы
1. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. - сост. Л. П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Т. И. Бабаева / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Михайловой, Л. М.
3. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно – научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М. :ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
4. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. - Учитель: Волгоград, 2008г.
5. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ - Сфера, 2008г.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения //Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – Москва: АРКТИ, 2005г.
7. Зверева-Андреевская Е. Г., Монтазери О. Н., Игошина М. А. Окружающий мир - ЮВЕНТА, 2006г.
8. Фесюкова Л. Б., Григорьева О. О. «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
9. Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 213. – 304с.
10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова – М. : Изд. Дом «карапуз», 2001. – 432с.
11. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.
12. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика – 1993 - №2., с. 19-21
13. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей / М. Д Маханева, С. В. Рещикова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
14. Микляева Н. В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания / Н. В. Микляева – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
15. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера, 2003. -120с.
16. Хабарова Т. В, Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128с.
17. Цветкова И. В. Экология для начальной школы: игры и проект / И. В. Цветкова. – Ярославль. -1997. -210с
18. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - № 4.
19. Экологическое образование в России. Проблемы и перспективы. Справка // Дошкольное воспитание. – М. – 1994, - №7, - с. 20-25.