Елена Иванова
Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение по теме:
«Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы»
Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью в наши дни.
Публикация «Экологизация различных видов деятельности ребёнка из опыта работы» размещена в разделах
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому НОД я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
НОД с детьми я строю в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую я поддерживаю в течение всего занятия.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Самые первые наблюдения я организовывала с детьми в 2 – 3 года: за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю.
Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали их различие : у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло-зеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый, у листьев герани очень сильный запах и бархатистые, круглые листья.
Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектами: за птицами на улице, за домашними животными. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д.
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочницы, совочки, формочки, печатки.
Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Во время тематических занятий по рисованию, я использую магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.
С детьми нашей группы были организованы очень интересные экскурсии: «Насекомые - наши помощники или вредители?», «Золотой сад», «В зимнем царстве».
В группе проводится конкурс детских рисунков, конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: "Дары осени ", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
С детьми в группе проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей.
Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, красоте, к созиданию и творчеству. Так возникла идея создания кружка ручного труда «Умелые ручки»из природного материала.
Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только интересен детям, но и способствует развитию общих способностей детей.
В процессе создания поделок у детей развивается мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитывать трудолюбие и усидчивость. Создавая поделку, дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформление изделия.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой, "Мы" Н. Н. Кондратьевой.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, изготовление подделок).
Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними.
Давая посильные поручения детям, я одновременно побуждаю их рассказать о проделанной работе. Радует, что дети стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, научились более четко формулировать свою мысль.
Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».
Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующем году. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.