Получи документы

Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление

Альфия Валеева
Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция предметов в современной школе как педагогическое явление

Интеграция является предметом исследования многих фундаментальных наук: философии, педагогики, социологии. Процесс интеграции рассматривался многими исследователями и учёными как явление или фактор развития, который имеет поливариативность разрешения. Интеграция как научный инструмент начинала проявляться ещё в XIX веке. Интеграция - от лат. «integer» - означает «целый», «совершенный», «нетронутый».

Публикация «Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление» размещена в разделах

Если обратиться к толковым словарям, то можно найти более точное определение термина «интеграция». Согласно толковым словарям интеграция - от фр. «integration» - означает - восполнение, восстановление. Другими словами интеграцией является объединение каких-либо частей или элементов в одно целое.

Термин «интеграция» в философском понимании рассматривался как процесс, который имеет результат. Известный философ - Г. Спенсер в своих трудах пишет, что интеграция – это превращение «рассыпленного» состояния в «концентрированное» состояние. Так же Г. Спенсер рассматривал и обратный процесс – дезинтеграция. Дезинтеграцией, по мнению автора, является превращение «концентрированного» состояния в состояние «распыленности».

Изучая работы современных авторов, относительно вопроса интегрированных процессов в образовании, следует отметить работы - Омельчинко С. В. Автор писал, что интеграция – это «высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания процесса обучения».

Многие исследователи рассматривали одновременно два понятия – «интеграция» и «интегративность». Так, например, Лифанова С. С. в своих трудах писала, что, понятия: «интеграция» и «интегративность» являются совпадающими в своём значении. Однако автор отмечала и различия между двумя данными понятиями. Она считала, что данные различия могут проявляться на системном уровне. Объясняя данную точку зрения Лифанова С. С. в первую очередь, выделяла основные характеристики двух данных понятий. По утверждению автора, главными характеристиками понятия «интеграция» - является наличие принципа формирования системы. Главными характеристиками понятия «интегративность» - является целостность и взаимовлияние.

В образовании термин «интеграция» рассматривается как проявление и отражение реальных связей. Впервые термин «интеграция» был введен в педагогику еще в начале 1980-хх годов. Согласно таким исследователям как: Пузанковой Е. Н. и Бочковой Н. В., интеграция – это «путь», позволяющий выявлять иерархические связи между элементами педагогических систем. Под интеграцией, авторами подразумевается - средство построения педагогических моделей, ведущее систему к целостности.

Таким образом, термин «интеграция» трактуется как целенаправленный процесс по объединению разрозненных элементов. Данный процесс, строится на основе определённых теоретических оснований, преобразуясь в единое целое. Многие учёные изучали проблему интеграции в образовании, подтверждая в своих трудах значимость и положительное влияние интеграции на педагогический процесс. Александрова В. Г. и Карпов А. О. утверждают, что интеграция способствует развитию личности, которая обладает системой мышления и способностью к анализу собственной деятельности. В развитии интеграционных процессов можно выделить три основных этапа:

I Этап (1920-1940 г. г.). Процесс интеграции при развитии трудовой школы.

Философ - Дж. Дьюи разработал основную концепцию трудовой школы. Разработанные идеи Дж. Дьюи со временем получили большое признание в России в XX веке. В разработку концепции интеграции Дж. Дьюи большой вклад внесли - Блонский П. П. и Шацкий С. Т. Концепция Блонского П. П. и Шацкого С. Т. была основана на производственной деятельности. По мнению авторов, именно производственная деятельность, является основным фактором интеграции учебного процесса. На основании концепции Дж. Дьюи, Блонский П. П. и Шацкий С. Т. разработали программу комплексного обучения. Комплексный метод являлся одним из первых методов, который стал практическим опытом в организации учебного процесса на интегративной основе.

II Этап. (1950-1970 г. г.). Теория межпредметных связей.

Новый этап развития интеграционного образования начался в России, в период 50-70 г. г. Данным вопросом занимались: Артурова П. Р., Кондакова В. А., Новикова П. Н., Федорова О. Ф. В концепции данных авторов межпредметные связи рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметами и профессионально-техническими знаниями. Основное внимание было направлено на решение задач установления и развития интегративных связей между школьными учебными дисциплинами.

III Этап (1980 г). Интеграция как общенаучный фактор.

В период 1980 г, понятие «интеграция» применялось более активно. Данный этап характеризуется наличием множества трудов, относительно вопроса интеграции. Концепция интегративного подхода в процессе обучения рассматривалась Архиповой М. П., Данилюком А. Я., Ибрагимовым Г. И., Кустовым Ю. А., Тюнниковой Ю. С. Интгерация образования воспринималась данными авторами как общенаучный фактор. В период 1980-1990 г. г. начали активно разрабатываться интегрированные учебные занятия, а также развиваться интегрированные дидактические формы образовательного пространства.

Арефьева С. М. отмечает, что интеграцией является средство теоретического синтеза, который используется для получения нового познавательного материала. Она выделила два типа интеграции.

1. Образовательная интеграция.

Данное понятие охватывает все интегрированные процессы, которые происходят в системе образования. К данному типу интеграции относятся :

- создание интегрированных курсов и модулей;

- установление междпредметных и внутрипредметных связей в педагогическом процессе;

- адаптация детей мигрантов;

- социальная интеграция обучающихся.

2. Педагогическая интеграция.

Педагогическая интеграции - это процесс формирования многомерных человеческих ценностей в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «интеграция» рассматривался многими авторами как система взаимосвязи составляющих педагогического процесса. Образовательная ценность интегрированного обучения заключается в том, что знания одной дисциплины органическим образом переплетаются со знаниями другой дисциплины. Многие авторы считали, что интеграция компенсирует недостатки образовательной системы, а именно: позволяет сократить многопредметность и противостоит снижению мотивации учащихся.

ФГОС начального общего образования предполагает развитие ребёнка на основе его индивидуальных особенностей. Одним из способов развития учащегося является применение интеграции в образовании. Интеграция обучения подразумевает создание учебной информации, которая будет коррелировать в соответствии с содержанием учебного материала с целью проведения уроков.

Интегрированным уроком является определённый тип урока, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. Основной характеристикой интегрированного урока является - изучение какого-то одного понятия, темы или явления. Основой интегрированного урока являются :

- ведущая дисциплина, которая выступает интегратором;

- вспомогательная дисциплина, которая способствует расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Автор, Перевезенцева О. Н. писала, что внедрять интегрированные уроки можно уже в начальных классах. Как пример, автор приводит следующие варианты интегрированных уроков :

1. Математика – литературное чтение.

2. Окружающий мир – информатика.

3. Литературное чтение – изобразительное искусство.

По мнению Перевезенцева О. Н., использование интегрированных уроков способствует развитию у младших школьников творчества, воображения, а также развитию различных видов мыслительной деятельности, а именно: логическое мышление, абстрактное мышление, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Как пишет Данилюк А. Я., что в связи с тем, что мышление является «высшим продуктом деятельности человека» использование интегрированных уроков способствуют в первую очередь развитию мышления у младших школьников, что является одной из актуальных задач учителя.

Педагог и психолог Светловская Н. Н., автор методики проведения интегрированных уроков по математике и природоведению, в своей работе описывала различные методы проведения интегрированных уроков. По мнению Светловской Н. Н. для проведения интегрированных уроков следует использовать следующие методы обучения:

А. Словесные методы. К словесным методам относятся: беседа, рассказ, описание сюжета или картинки, объяснение, работа с учебниками.

Б. Наглядные методы. К наглядным методам относятся: наглядно-иллюстративные материалы, демонстрационные материалы.

В. Практические методы. К практическим методам относится: наблюдение, эксперимент, решение познавательных задач.

Как утверждает Светловская Н. Н., в организации и проведении интегрированных уроков важно учитывать следующие факторы:

а) систематичность проведения данных уроков;

б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;

в) использование технического оборудования;

г) обсуждение с детьми тем, цели и результатов данного урока.

Таким образом, организация и внедрение интегрированных уроков в процессе обучения младших школьников способствует развитию у них мыслительных операций. Включаясь в интегрированный урок младший школьник учится постигать логические задачи. Именно умение логически и самостоятельно мыслить является важным фактором во всем обучении ребёнка.

Интегрированные уроки имеют множество преимуществ, поскольку в первую очередь использование уроков данного типа позволяет решить общеобразовательные задачи. На основе решения общеобразовательных задач учитель может сформировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.

Применительно к системе обучения интегрированный урок имеет два значения:

1. Интегрированный урок как цель обучения. В данном контексте можно рассматривать, что интегрированный урок позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

2. Интегрированный урок как средство обучения. В данном контексте интегрированный урок рассматривается как способ нахождения «общей платформы» по сближению предметных знаний.

Интегрированный урок так же имеет еще одну немаловажную цель, а именно – способность формировать у учащихся основы целостного представления. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет с разных сторон : в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, живописца, музыканта.

В современной школе использование и внедрение интегрированных уроков происходит по нескольким направлениям:

а) Внутрипредметный интегрированный урок.

В данном случае можно говорить об интеграции понятий, знаний, умений, которые располагаются «внутри» отдельных учебных предметов. Для внутрипредметного интегрированного урока является характерным - спиральная структура. Спиральная структура подразумевает под собой, что форма уроков состоит в том, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с данной проблемой знаний.

б) Межпредметный интегрированный урок.

В данном случае можно говорить о синтезе двух и более дисциплин. Межпредметный интегрированный урок характеризуется в использовании методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Использование межпредметного интегрированного урока позволяет формировать в сознание учащихся целостную картину мира. Что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Поскольку интегрированный урок определяется как система в деятельности учителя, то основным в работе педагога должен быть конечный результат данного обучения. Конечный результат в интегрированных уроках может заключаться в следующем:

1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.

3. В эмоциональном развитии учащихся.

4. В росте познавательного интереса учащихся.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что интегрированные уроки способствуют расширению кругозора детей младшего школьного возраста. В межпредметных дисциплинах интегрированные уроки способствуют повышению уровня знаний по предметам, эмоциональному и творческому развитию. Возможность использования на интегрированных уроках различных технологий и методов позволяет решать ещё одну не менее важную задачу - здоровьесберегающий подход в обучении. Таким образом, интегрированный урок обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Публикации по теме:

Интеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчестваИнтеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчества Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно - образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она позволяет понять.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Мир вещей и предметов вокруг нас» Цели: - закреплять знания о назначении предметов, названий материалов, из которых они сделаны. - расширять представления об истории создания.

НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «В мире опасных предметов» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В мире опасных предметов» Цель: расширить.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Роль ИКТ в современной школе на примере суворовского училища Видео РОЛЬ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА Гавриловчук Елена Алексеевна преподаватель спецкурса ГОУ «Тираспольское суворовское.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 08:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Валеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД