Елена Гавриловчук
Роль ИКТ в современной школе на примере суворовского училища Видео
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА
Гавриловчук Елена Алексеевна
преподаватель спецкурса ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище»
г. Тирасполь, Приднестровье/Молдова
В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на подрастающее поколение: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современная молодежь все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет (в лучшем случае, в худшем – закачивает фильм по произведению.
Темочки:
- Видео
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как утверждают некоторые специалисты, мозг учащегося лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств. С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что учащиеся перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в обучающемся жажду новых знаний.
Информационно-коммуникационные технологии становятся для современной школы современными средствами организации активного познавательного процесса в открытой информационной образовательной среде. Обучение, проводимое с помощью компьютера значительно меняет степень освоения и запоминания учебного материала. А компьютер становится диалоговым носителем, стимулирующим ученика к деятельности и контролирует ее результаты [2].
Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них: неизбежные проблемы с речью; не увеличивается количество эрудированных людей (выполнение д/заданий при помощи интернета); возрастает плагиат; сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея; отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана; если человек живет в интернет сети, то он становится «потерянным для общества»; компьютерная зависимость (по словам врачей - приравнивается к наркомании); нарушение взаимодействия учитель-ученик. Т. к. компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те, или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться; а также ряд психологических проблем.
К сожалению, перенасыщение компьютеризации в нашей жизни ведет к тому, что из «человека думающего», мы становимся «человеком с замирающей памятью». Новое информационное пространство, приводит к «угосанию» памяти.
Как отмечает ведущий специалист в области когнитивных наук, профессор СПбГУ, доктор филологических наук, доктор биологических наук Татьяна Черниговская (телепередача «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком, тема «Человек в техногенном мире») : «…научно-технический прогресс изменил современный мир до неузнаваемости. Различные гаджеты, искусственный интеллект упростили жизнь человека, интернет открыл доступ к любой информации. Но, в тот же самый момент, наряду со всеми плюсами, человек столкнулся и с новыми трудностями, на первый взгляд незаметными». [3]. А если говорить конкретно – мозг человека перестает участвовать в жизни человека. Пришла пора задуматься: кем хочет быть человек? «Потребителем супермаркета», или оставаться «думающим человеком».
Мы, сегодняшние педагоги, получившие знания в советской (старой) школе, где была привычка думать, где читали классику, заучивали большой объем информации (тренировали память, слушали классическую музыку, выросли «сложными людьми», понимающими тонкие вещи.
Практика показывает, что в Европе и США, уже давно задумались над вопросом: как вырастить элиту? Это должны быть люди тренированные, думающие, знать, что такое дисциплина, уметь бороться со стрессом, знать латынь, уметь слушать классическую музыку и многое др. Поэтому во многих престижных учреждениях, запрещены гаджеты. Студенты раз в неделю выходят в Интернет, чтобы связаться с родными. В остальное время, поиск необходимой информации, подготовка к занятиям проходят в студенческих библиотеках и лабораториях.
Хотим, поделится своим опытом и видением. Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) от 03.02.2017г. было создано первое суворовское училище (Государственное Образовательное Учреждение «Тираспольское суворовское военное училище»). Образовательную деятельность училище начало с 03.09.2017г. Согласно Устава ГОУ «ТСВУ», и Положения «О поведении суворовцев, порядке применения поощрений, дисциплинарных взысканий в ГОУ «ТСВУ» от 28.06.2017г., часть III пунк 3.3. (обязанности суворовцев) и Приложения к приказу №4 от 28.06.2017г. «Об утверждении положения о поведении суворовцев, порядке применения поощрений, дисциплинарных взысканий в ГОУ «ТСВУ» «пользоваться мобильными телефонами (гаджетами) на территории училища запрещено». Мобильные телефоны сдаются суворовцами старшине при прибытии в училище с увольнения и выдаются при убытии в увольнение. Пользоваться мобильными телефонами на территории училища в исключительных случаях разрешается только с разрешения начальника училища либо командира подразделения (начальника курса)» [1]. Своим правом побыть в сети Интернет, суворовцы могут воспользоваться только в увольнении (на выходные дни).
Следовательно, в учебном процессе и подготовки домашних заданий, суворовцы, используют традиционные методики и технологии. Поэтому считаем, что классическая школа преподавания, является самой приемлемой для наших воспитанников.
Нами проводились исследования в период адаптации суворовцев к режиму и условиям суворовского училища. В рамках исследований проводились опросы и анкетирования. В анкетировании были такие вопросы, как: сколько часов Ты проводил за компьютером до поступления в суворовское училище? Делал ли Ты домашние задания при помощи Интернета до поступления в училище (в обучении в общеобразовательной школе? Сколько времени занимало выполнение домашнего задания при возможности воспользоваться Интернетом? Тяжело ли Тебе было привыкать к отсутствию Интернета? Как сейчас Ты чувствуешь себя, не выходя каждый день в сети? Стал ли Ты больше читать в училище, по сравнению с обучением в общеобразовательной школе?
Ответы были разные. Обработав их, мы получили данные :
1. сколько ты затрачивал времени на приготовление д/задания 2-3 часа -47,83%
В сравнении с училищем, время самоподготовки составляет в среднем – 1,5часа.
2. использовал ли ты Интернет, чтобы быстрее сделать д/задание?
«да» ответило 52,17%; «нет» - 4,34%.
3. изменились ли твои оценки в училище?
«да» - 39,13%; стал учиться (по оценкам) хуже – 30,43%; «тяжело было учиться первое время» - 26,08%
4. сколько часов в день ты играл в компьютер – 3-4 часа- 26,08%; не играл вообще (только на выходные) - 4,34%
5. стал ли Ты больше читать и думать при подготовке д/заданий в училище?
Ответили «да» -56,52%.
Таким образом, можно согласиться со многими российскими учёными, педагогами и исследователями, что без интернет технологий, в процессе обучения - «жить можно». Более того, отсутствие интернета, позволяет обучающимся больше читать, анализировать информацию, не искать готовых ответов и решений, тем самым мобилизировать мышление, логику.
Исходя из Концепции модернизации как российского, так и приднестровского образования, выдвигаюся новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, её познавательных и созидательных способностей, умение самостоятельно добывать знания.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у обучающегося готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Педагоги нашего училища в своей практической деятельности, в основном используют классические методики и технологии.
Мы не умоляем значения ИКТ. Но хотим отметить, что роль гуманитарного, классического образования; развитие гуманитарной сферы, положительно влияет на развитие наших воспитанников.
Литература:
1. Положение «О поведении суворовцев, порядке применения поощрений, дисциплинарных взысканий в ГОУ «ТСВУ»»от 28.06.2017г.
2. https://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/polozhitelnye-i-otricatelnye-storony-ispolzovaniya-kompyuternyh-programm-na-urokah/
3. https://www.5-tv.ru/video/509597/