Приложение МААМ

Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников,» размещена в разделах

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности, возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства.

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие, является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции, определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников, предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях:

синтез искусств (выход за рамки одного искусства);

• связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

• сотворчество (взаимодействие друг с другом);

обучение в действии: слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

• активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта: интеграция (синтез) видов искусств (литература, поэзия, музыка, живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки, игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности, которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей. Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание, самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников, а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально–эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки, раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение. Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

• разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок. Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально-эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия, которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Зимушка - зима», «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами.», «Идет волшебница зима», А. Пушкина или «Заколдован невидимкой», «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов, которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры. Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях, составленных мною, отличаются разнообразной структурой: «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня, частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку, познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение».

«Зимнее настроение» так же объединило музыку, познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А. Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение».

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие», форма НОД: музыкально-художественная, чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют, кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные». Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая, медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом). С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы: «Новогодние чудеса», «Кто в теремочке живет?», «Музыка леса». Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии: «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Публикации по теме:

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников».«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников». Цель данной работы - собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные.

Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно.

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может.

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно - педагогической работы. Многие учёные, исследуя.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Пение — основное средство музыкального воспитания дошкольников Значение пения Пение – основное средство музыкального воспитания, оно способствует развитию речи. у ребенка. Пение объединяет детей общим.

Сказки как средство экологического воспитания дошкольников В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 11:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степановна Уфимская (УИ 459201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД