Елена Фоменко
Пение — основное средство музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение пения
Пение – основное средство музыкального воспитания, оно способствует развитию речи. у ребенка. Пение объединяет детей общим настроением, и приучает к совместным действиям. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Именно в процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма Дети любят петь. Разнообразные приемы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха способствуют прекрасному результату в пении детей. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
Публикация «Пение — основное средство музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Перед тем как начать работу по пению, необходимо провести учет музыкально – вокальных данных каждого ребенка. Одновременно проверяются слух, память и чувство ритма. Музыкальный руководитель занимается с 2-мя- 3-мя детьми и каждому из них предлагает спеть любимую песенку. При повторении песни тональность постепенно повышается, и таким образом устанавливаются предельные звуки детского голоса. Желательно несколько раз в течении года проверять диапазон всех детей.
Особые качества детского голоса
Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, нежный, к тому же непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний голосовой резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахей и бронхов) У детей слабо развит грудной резонатор, преобладает головной, благодаря этому детский голос достаточно звонкий. Диапазон у дошкольника очень небольшой. При правильной постановке пения дети 3-х лет к концу года могут петь в пределах ми- си 4-х – в пределах ре -си, 5-ти лет – ре -до 6-ти лет – в пределах ре -ре. Тесситура, т. е. распределение звуков по высоте, может быть удобной и неудобной для детей данной возрастной группы при одном и том же диапазоне.
Основные задачи в области пения детей 3-4 лет :
- учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си: петь с помощью музыкального руководителя, с музыкальным сопровождением и без него;
-формировать коллективное пение : учить начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Основные задачи в области пения детей 4 - 5 лет :
- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
- различать звуки по высоте;
- внятно произносить слова;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный)
Основные задачи в области пения детей 5 – 6 лет :
- учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до;
- брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;
- произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
- продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте и пиано в разных темпах самостоятельно;
- учить сольному исполнению ранее выученных песен.
Основные принципы обучения детей пению
Принцип воспитывающего обучения :
-музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности:
- отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком;
- для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности:
- в начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года;
- песни первой степени трудности- музыкальный образ передан простыми мелодиями;
- песни второй степени трудности - музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом.
Принцип наглядности:
- музыкальный руководитель во время пения показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких;
- образец исполнения песни педагогом.
Принцип сознательности:
- музыкальный руководитель стремится воспитать у детей сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности:
- от сознательного повторения знакомого материала зависит прочность усвоения вокальных навыков.
Приемы обучения пению
Показ с пояснениями:
- пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни.
Игровые приемы:
- использование игрушек, картин, образных упражнений развивают сообразительность, повышают активность детей и закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к детям:
- активизируют мышление и речь детей;
- дифференцированный подход педагога к ответам детей.
Оценка качества детского исполнения:
- деликатно поощрять детей, вселять в них уверенность.
Разучивание песни
Первая фаза разучивания
В первой фазе проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Перед разучиванием песни, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней.
Музыкальный руководитель сообщает детям, о чем он будет петь, называет песню и поет ее.
Иногда до исполнения песни со словами, можно дать послушать ее как инструментальное произведение. Дети определяют характер музыки. На следующем занятии песня вновь исполняется на инструменте, и дети узнают музыку. Затем музыкальный руководитель поет эту песню.
Вторая фаза разучивания:
В начале разучивания песня звучит без фортепианного сопровождения. Затем исполнение мелодии без фортепианного сопровождения чередуется с сопровождением.
Музыкальный руководитель играет 1-2 раза трудную часть мелодии на музыкальном инструменте (без аккомпанемента) или поет ее, а дети слушают. Затем дети повторяют эту часть сначала с сопровождением инструмента или голоса и, самостоятельно.
Песня исполняется по – разному: поют все вместе, небольшая группа детей, поочередно (группа мальчиков, группа девочек); используется метод соревнования (кто лучше споет).
В старшей и подготовительной группах педагог может использовать прием «цепочки», т. е. каждый ребенок по очереди поет последовательно одну и туже музыкальную фразу.
Во время пения надо чередовать положения: «сидя» и «стоя».
Третья фаза разучивания:
Систематически повторяются песни из репертуара своей и предыдущих групп. Легкие песни предыдущих групп надо давать с транспонировкой в более высокую тональность, удобную для детей данной группы.
Продолжительность каждой фазы зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни, от эффективности приемов обучения.
Усвоение песни зависит и от того, поют ли ее дети помимо музыкальных занятий с воспитателем в группе.