Раиса Владимировна Харчёва
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Публикация «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Одна из целей экологического воспитания - формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. В содержание работы по экологическому воспитанию включен цикл наблюдений, например за водой и ее свойствами.
Наблюдение 1.
Делаем цветные льдинки.
Цель. Показать, что вода прозрачная, бесцветная, легко проливается и легко впитывается; может быть разноцветной, если в нее добавить краску.
Наблюдение 2.
Какие цветные льдинки.
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, а вода принимает форму сосуда, в котором застывает; лед холодный, скользкий, хрупкий - его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым).
Наблюдение 3.
Как лед превращается в воду.
Цель. Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду, поэтому цветной лед становится цветной водой.
Наблюдение 4.
Теплая и холодная вода.
Цель. Уточнить представление о том, что вода бывает холодной и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками, причем в любой воде мыло мылится и смывает грязь.
Наблюдение 5.
Какой снег и сколько его на участке.
Цель. Уточнить представление о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий).
Наблюдение 6.
Как снег превращается в воду.
Цель. Показать, что снег в тепле тает, становится водой, он белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.
Данные наблюдения помогают углублению познавательных интересов, развитию желания узнать что-то новое и необычное об окружающим мире, а так же расширению конкретных знаний и активизации памяти и речи дошкольников.